Васнецов Виктор (1848-1926)
Царевна-лягушка
1918
Размер - 185 x 250
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ДМВ Ж-97
Поступило из семьи В.М. Васнецова. 1951
Картина «Царевна-лягушка» является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», в который также входят следующие произведения: «Спящая царевна» (1913–1917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х) и «Ковер-самолет» (1920–1923; 1925). Васнецов задумал их в 1880–1890-е годы как отдельные произведения, однако в 1901 году объединил в серию сказочных картин. В годы Первой мировой и Гражданской войны в России эти картины стали для художника своеобразным живописным дневником, в котором нашли отражение его поиски народных идеалов добра и красоты. Обращаясь к многовековому опыту своего народа, он размышлял о правде жизни и ее духовно-нравственных основах, о любви и непременной победе добра над злом.
В основе картины «Царевна-лягушка» лежит одноименная сказка, получившая широкое распространение на всей территории России. Три царевича, выпустив из лука стрелы, нашли себе невест. Стрела Ивана угодила в болото, поэтому его женой стала Василиса Премудрая в образе лягушки. Она сумела лучше всех исполнить царские приказы – соткать ковер и испечь хлеб. В картине представлена сцена пира – третьего испытания, устроенного царем для жен своих сыновей: царевна пляшет, музыканты задорно играют, а по прозрачному голубому небу плывут кучевые облака.
Картина создает атмосферу летнего праздника, причем не только сказочного, но и крестьянского. На противоположном берегу изображен деревенский хоровод, позади которого виднеются дома, а за ними – большое убранное поле со снопами. Вероятнее всего, Васнецов имел в виду августовские праздники (Ильин день или Успение Пресвятой Богородицы), или сентябрьские (Осенины), когда крестьяне обыкновенно устраивали гулянья. Таким образом, сказочному царству оказалась противопоставлена традиционная деревня, а озеро стало своеобразной границей между двумя мирами – реальным и сказочным.
В «Царевне-лягушке» противопоставление как художественный прием становится основным. Помимо столкновения действительного и вымышленного художник определяет антитезу женского и мужского, замкнутого и открытого пространств, плавного танца царевны и угловатых «приплясываний» гусляров.
Работа над картиной была завершена в 1918 году. «Царевна-лягушка» стала одной из самых праздничных и светлых полотен цикла «Поэма семи сказок».