В небольшой по размеру картине “Лунная ночь. Окрестности Ялты” изображен один из самых узнаваемых и поэтичных мотивов в творчестве Ивана Айвазовского, своей романтической наполненностью близкий музыкальным
ноктюрнам Фредерика Шопена.
Русские художники-романтики, представители старшего поколения, учителя Айвазовского часто обращались к мотиву ноктюрна для выражения таинственной и непостижимой притягательности природы под покровом ночного безмолвия. Побережье Ялты в лунном свете приобретает иной интонационный оттенок, нежели композиции мастера, изображающие тот же вид в лучах яркого южного солнца.
К 1860-м годам, когда была написана “Лунная ночь. Окрестности Ялты”, Айвазовский усовершенствовал свой метод, развил способность передачи легкой сумеречной атмосферы благодаря найденной им особой цветовой гамме. Он составлял ее из темных оттенков синего и изумрудного цветов. Желтый диск луны легкими рефлексами просвечивает сквозь кроны кипарисов и оставляет мерцающий блеск на поверхности воды. Ночное светило выполняет функцию смыслового центра композиции, сам художник об одном из своих ноктюрнов писал: “Если он [зритель] станет перед картиной… и обратит внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, так назову, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая лишает нас всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует”. Вероятно, поэтому ночные пейзажи Айвазовского, объединенные магией лунного света, наделены особой притягательностью.