Буря
Патрон шедевра
Айвазовский Иван (1817-1900)
Буря
1857
Размер - 100 x 149
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25570
Поступило от Народного комиссариата иностранных дел. 1941
Масштабное полотно “Буря” было написано Айвазовским в 1857 году вскоре по возвращении на Родину из Парижа, где на Международной выставке были с большим успехом представлены его картины.
Композиция пейзажа создана мастером по канонам его индивидуального стиля, установившегося к тому времени. Как и во многих других произведениях Айвазовского увлекает мотив кораблекрушения, а главное – борьба человека с морской стихией. При помощи выработанного годами арсенала живописных средств художник с легкостью изображает атмосферу разразившейся бури. Живописный строй произведения выдержан в цветовой гамме естественных тонов. Тончайшая серебристо-серая пелена верхнего слоя лессировок покрывает практически всю поверхность полотна. В качестве неотъемлемой составляющей сюжетного и композиционного строя картины выступают такие элементы как бриг, пришвартованный к берегу, башня на скале, а также спасающийся на обломках мачты моряк. Особое внимание привлекает группа на одной из скал в правой части полотна. Айвазовский изобразил сцену благословения потерпевших кораблекрушение моряков. Внешний облик священнослужителя содержит в себе черты и атрибуты, свойственные армянским католикосам. Представленное на полотне событие, вероятно, было навеяно легендами или действительными фактами, связанными с историей армянского народа и Армянской апостольской церкви.
Русским историком искусства, библиографом Николаем Собко, составившим подробную биографию Айвазовского, отмечено, что картина вместе с работой “Вид Капри” была подарена Айвазовским в 1858 году Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. В 1919-1920-е годы картины из Училища разошлись по разным учреждениям.