Кустодиев Борис (1878-1927)
Московский трактир
1916
Размер - 99 x 128,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25452
Приобретено у И.Ф. Федосеева. 1930
Борис Кустодиев – бытописатель купеческой Москвы, созданные им в живописи и театре образы – настоящие, по выражению художника, «каноны быта». В зимнюю пору с особой силой оживали «московские отметины» – знаменитые трактиры города. «Егорьевский трактир, – вспоминал живописец Сергей Виноградов, – с особыми блинами, каких в другом месте нет; трактир "Арсеньича" за рядами с знаменитой горячей ветчиной; на всю не только Москву, а Россию знаменитый Тестов-трактир с его рыбной солянкой, расстегаями к ней и тестовским холодным поросенком. А в "Праге" - салат из ершей, а в "Альпииской розе" - мюнхенское пиво из бочки, да мало ли этих вкусных отметин было в Москве!...». Живой иллюстрацией обильной и вкусной московской трапезы выступает картина Кустодиева «Московский трактир», где изображен сытный обед московских извозчиков.
Трактиры были разного ранга, но, как правило, одинаково устроены: кроме кабинетов, в них имелось как минимум два зала — один для благородной публики, второй попроще. В третьеразрядных заведениях встречались еще отделения для извозчиков, обычно расположенные ближе ко входу, но в большинстве случаев извозчики просто имели собственные, специально для них предназначенные трактиры. Отличием такого извозчичьего трактира от обычного был двор с колодами, возле которых отдыхали и ели лошади. При входе в заведение для извозчиков на специальной вывеске указывалось: «столько-то колод на столько-то лошадей».
Кустодиев изображает извозчиков в характерных синих платьях со специальными накладными подушками сзади – для тепла. Они степенно пьют горячий чай из блюдец, читают газету. Прислуживают им характерно одетые половые — в белых штанах навыпуск и рубахах с косым воротом, подпоясанных красными поясками с кисточками. Любопытен интерьер трактира с выкрашенными в красный цвет (на манер дорогого ресторана) стенами. Экзотический антураж создают и стоящие пальмы в кадках, пейзаж с луной в золоченой раме. К потолку подвешены клетки с соловьями для создания музыкального фона, но имеется здесь и модная новинка – граммофон, что создает образ «трактирного шика». Кустодиев аппетитно выписывает натюрморт – блюдо с раками, ветчину, соленые огурцы. Над столом висит икона Николая Чудотворца – покровителя ездоков, а за ней веточка вербы, как указание на то, что идет пасхальная неделя.