Темами наиболее известных картин выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева были ярмарки, городские и деревенские праздники, трактиры, толстые красавицы-купчихи, часто изображенные с добродушной иронией. А.Н. Бенуа писал: «Настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, пестрятина, “глазастые” ситцы, варварская “драка красок”, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…» В соответствии с сюжетами отличительной чертой работ стали декоративность, нарочитая яркость, подчас грубость цветовых сочетаний. Этой манере Кустодиев остался верен и после революции, варьируя в поздних работах более ранние мотивы.
В картине «Осень в провинции» главное действующее лицо – осень, огненно-красная пора уходящего летнего зноя. В центр композиции помещен клен с яркой пылающей кроной, в прозрачном воздухе, кажется, витает аромат листьев, арбуза и свежего хлеба из маленькой булочной. Старик наблюдает за игрой ребятишек, соседи что-то обсуждают через забор. На уютной террасе пьют чай две румяные купчихи. Кустодиев придает сцене характер романтичной идиллии, сочетающей черты реальности и мечты, создает идеал безмятежной провинциальной жизни на лоне природы. Он погружает зрителя в особое пространство небольшого городка, где маковки церквей и колокольни утопают в золотой листве, редко проезжают запряженные экипажи и свободно прохаживаются куры и гуси.
Кустодиев писал не с натуры, а исходя из собственных воспоминаний о ней. Прикованный в расцвете лет из-за паралича ног к инвалидному креслу, художник обратился ко всему накопленному богатству наблюдений и с редким упорством и трудолюбием продолжал заниматься любимым делом. Его картины рождались как сон, как волшебная мечта о привольной, счастливой жизни. Немного кукольные персонажи, точка зрения сверху, острые ракурсы создают впечатление удачно пойманного кадра, остановившегося мгновения провинциальной жизни. У Кустодиева восприятие быта России особенное, уродливости и страху нет места в его полотнах, они наполнены радостью.