Работа исполнена по мотивам оперы «Садко». Постановка была осуществлена в Русской частной опере С.И. Мамонтова в помещении театра Г.Г. Солодовникова, премьера состоялась 26 декабря 1897 года. В одной из главных женских партий – царевны Волховы – выступила Н.И. Забела-Врубель. Композитор так вспоминал о премьере: «У публики опера имела громадный успех. <…> Из артистов выделялись Секар-Рожанский — Садко и Забела (жена художника Врубеля) — Морская царевна». Михаил Врубель был автором костюма Волховы, как и многих других сценических костюмов Надежды Ивановны. По впечатлениям от оперной постановки была исполнена композиция «Прощание Царя Морского с царевной Волховой». Такая самостоятельная проработка оперных мотивов свидетельствует о близости художественных впечатлений, исканий Врубеля и музыкальных тем, исследуемых в этой опере композитором. Н.А. Римский-Корсаков так писал о своем творении: «Опера «Садко» предстала в виде семи картин эпического содержания. Реальное и фантастическое, драматическое (поскольку таковое намечается былиной) и бытовое находятся между собой в полной гармонии». К этому стремился и Михаил Врубель в своих эпических произведениях. В письме к В.Е. Савинскому из Венеции (март – апрель 1885 года) художник размышлял: «Ах, милый Василий Евменьевич, сколько у нас красоты на Руси. <…> И знаешь, что стоит во главе этой красоты – форма, которая создана природой вовек <…> бесконечно дорога потому, что она – носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою. Понимаешь?».
Большая акварель «Морская царевна» (1898), изображающая Н.И. Забелу-Врубель в роли Волховы, находится в Государственном Русском музее.