Купреянов Николай (1894-1933)
Ихтиологи. Композиция с автопортретом
1931
Размер - 49,5 x 69,8
Материал - картон серый
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - Инв.15439
Поступило от «Всекохудожника». 1934
В 1930–1932 годах советским правительством была развернута широкая кампания творческих командировок художников на крупнейшие индустриальные объекты страны. В рамках этой государственной программы Николай Купреянов побывал на рыболовных и нефтяных промыслах на Каспийском море и создал несколько графических серий.
Акварельная серия «Рыбные промыслы Каспия» разнообразна – в нее вошли жанровые композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, путевые дневники-зарисовки. В листах серии Купреянов наблюдает промысловые будни – выходы рыбаков в море, рыболовецкие судна со снастями, сети с выловленной добычей, работу в рыбозаготовительных цехах.
В число сюжетов этой серии Купреянова вошла также деятельность сотрудников научной лаборатории при каспийском рыбоводном заводе. В работе «Ихтиологи. Композиция с автопортретом» за столом у микроскопа изображен исследователь Борис Евсеевич Быховский (1908–1974), приехавший на рыбные промыслы в Ленкорань из Ленинграда. В дальнейшем он стал крупным советским ученым-зоологом, получившим звание академика. В путевом дневнике Купреянова остались многочисленные портретные наброски ученого, с которым он жил по соседству во время этой командировки. Наброски стали подготовительным материалом для работы «Ихтиологи». Рисуя быстрым, легким пером, художник изучал характерные позы и движения Быховского, пока тот работал за микроскопом или отдыхал в свободное время.
В фигуре слева, с папкой работ в руках, художник изобразил себя. Произведение создано в подчеркнуто репортажном ключе, имитируя моментальность взгляда. Герои запечатлены художником в движении, непосредственно в процессе их работы: ученый-ихтиолог занят разговором со своим коллегой, а художник словно мимоходом присел на стол спиной к зрителю. Работа написана в живой, подвижной манере наброска, фигуры и лица героев едва намечены. Цветовая гамма рисунка сдержанна и изысканна; белилами подсвечены мягкие переливы всего двух красок. Исполняя государственный заказ, Николай Купреянов в своих сериях сумел преподнести производственную тематику, не утрачивая присущих ему артистизма и изящества графической манеры.