Малевич Казимир (1879-1935)
Туалетная шкатулка
1913-1914
Размер - 49 x 25,5
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11927
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
«Туалетная шкатулка» относится к кубистическому периоду в творчестве Малевича. Художник собирает композицию из едва узнаваемых предметных фрагментов и абстрактных геометрических фигур разных форм, цветов и размеров. На белом фоне выделяется крючок, на который закрывается шкатулка, слева – накладная петля. Назначение остальных форм не угадывается. Но вместе с предметными деталями они помогают соблюсти главный, по убеждению Малевича, принцип построения кубистической картины. Это принцип контраста элементов.
Контрастируют прямоугольные и закругленные формы, светлые и темные, узнаваемые и абстрактные. Взаимодействуют гладкие и шероховатые элементы композиции. Таким образом, к визуальным ощущениям добавляются осязательные, и картина воспринимается более объемно. Гладкие элементы – участки заглаженной масляной живописи, шероховатые – с фактурным масляным письмом, а также незакрашенный фрагмент доски, на которой написана картина. Эта доска – полка настоящей этажерки. Из других полок в том же 1913 году Малевич «сделал» такие известные композиции, как «Станция без остановки. Кунцево» (1913) и «Корова и скрипка» (1913, Государственный Русский музей).
В «Шкатулке» подспудно присутствуют приметы будущего супрематизма. Первая примета – ровно закрашенные, ничего не обозначающие, абстрактные геометрические плоскости. Вторая – отход от классического построения картины, при котором верх композиции должен быть легче низа. В «Шкатулке» царит равноправие: верхняя и нижняя части композиции одинаково плотные, насыщенные, весомые. В отличие от созданной по тому же принципу «Станции без остановки. Кунцево» эту работу, как и супрематические картины, можно практически без ущерба для художественного образа перевернуть верх ногами. Единственной помехой становится крючок и тектоника его расположения.
В 1920-х годах картина входила в постоянную экспозицию Музея живописной культуры, который был основан в 1919 году собственно автором «Шкатулки», а также Василием Кандинским, Александром Родченко, Давидом Штеренбергом, Владимиром Татлиным, Александром Древиным и другими мэтрами русского авангарда. В 1929 году «Шкатулка» была передана в Третьяковскую галерею по списку № 1. В него вошли лучшие произведения из коллекции музея, которые предназначались для экспонирования в отделе современной живописи галереи.