Малевич Казимир (1879-1935)
Композиция с двумя прямоугольниками
1920
Размер - 10,5 x 7,7
Материал - бумага тетрадная в клетку
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-15524
Дар Н.Н. Суетиной. 2003
Рисунок предназначался для перевода в литографию, помещенную в брошюру К.Малевича «Супрематизм. 34 рисунка» (Витебск, 1920). Размеры рисунка в точности совпадают с размерами литографии.
Рисование для Малевича было не только художественным актом, но и способом исследовать и утвердить те или иные положения своей теории. Рисунки в брошюре служили иллюстрациями законов супрематизма, спонтанно рождавшихся в процессе творчества. Бесконечное комбинирование супрематических форм как бы подсказывало, диктовало художнику пути эволюции его системы; рассматривались возможности динамических и статических ощущений в композициях, оперирующих базовыми супрематическими фигурами.
«Композиция с двумя прямоугольниками» воссоздает мотив 1915 года ‒ стадии минималистических построений, оперирующих всего несколькими геометрическими элементами. Распадение квадрата на два прямоугольника призвано визуализировать его значение базовой формы супрематизма ‒ «зародыша всех возможностей», супрематической «клетки», как впоследствии назвал его Малевич в рукописи «Супрематизм. Моменты его развития».