Материнство – вечная, восходящая к образу Богоматери с младенцем, тема в искусстве, которая присутствует в творчестве большинства художников всех времен. В полотне «Мать и дитя» к ней обращается и Константин Истомин.
Во время обучения у венгерского художника Шимона Холлоши молодой живописец несколько лет прожил в Мюнхене (1906–1909). Там он познакомился с великолепным собранием европейской живописи Новой и Старой Пинакотек, посещал выставки новейшего французского искусства. Вернувшись в Москву и будучи уже профессором живописи, он сохранил любовь к музеям и прививал ее своим студентам. Его ученица вспоминает, что в одно из посещений Третьяковской галереи он очень подробно рассматривал иконы. Истомин считал каждую из них цветовым и композиционным откровением. Художника поражало то, как в пределах канона можно достичь необыкновенной выразительности и силы воздействия на зрителя.
Для Истомина цвет был главным инструментом живописи, он лежит в основе композиции и всего художественного образа его картин. Художник не стремился передать подробности фактуры предметов, цвет у него материален и выразителен и передает качество и суть вещей.
Он считал, что в эпоху передвижничества произошел упадок школы и были утрачены великие традиции русского живописного искусства, истоком которого являются иконы. Истомин постоянно находился в процессе поиска более совершенного художественного языка. Мастер размышлял над свойствами цвета и разрабатывал теорию цвета в учебных программах. Живописец, график и педагог, он был одним из выдающихся, но мало известных широкому зрителю мастеров советского искусства первой половины XX века. Истомин совмещал в своем творчестве приверженность к европейской и исконно русской живописным традициям. Ярким свидетельством этого является картина «Мать и дитя», по праву занимающая важное место в творчестве художника.