«Читающая женщина» – одна из немногих крупноформатных картин Константина Истомина. Она отсылает зрителя к классическому жанру лежащих натурщиц. Истомин учился живописи у венгерского профессора Шимона Холлоши (1906–1909) в Мюнхене, посещая Старую и Новую Пинакотеки, молодой художник познакомился с классическим европейским искусством. Большое впечатление на него произвела живопись импрессионистов, их принципы работы со световоздушным пространством. Истомин изучал историю искусства в Московском университете (1909–1913). Он, несомненно, видел и вдохновлялся произведениями Матисса, что чувствуется в построении картины «Читающая женщина».
Константин Николаевич Истомин, выдающийся, но мало известный широкому зрителю русский живописец первой половины XX века, последователь европейской культурной традиции, создал собственный художественный стиль, основанный на тонком чувстве натуры, аналитическом подходе к искусству, строгом отношении к композиции и рисунку, целостности восприятия предметов в пространстве.
Художник неоднократно обращался к интерьерному жанру, изображая в пространстве своей комнаты-мастерской то одну, то две фигуры, придумывая все новые композиционные решения. По воспоминаниям учеников, комната была квадратной, с окнами, выходящими на север, и балконом. Стены окрашены бледно-зеленой клеевой краской. Стол, три стула, маленькая тумбочка орехового дерева, служившая буфетом, небольшой узкий столик под зеркалом. Книжная полка у окна, шахматный стол, сундук, много книг. Два мольберта, табуретка с лежащим на ней большим этюдником, подрамники, скульптурный станок с гипсом. На стенах развешаны репродукции любимых художников. Узкая железная кровать около стены. На ней и изображает художник свою постоянную натурщицу Лидочку, бывшую танцовщицу. Ее движения и позы были полны особой грации, а щеки не покидал яркий румянец. В отношении художника к Лидии чувствуется восхищенная благодарность.
Картина «Читающая женщина» относится к группе интерьерных работ Истомина и занимает важное место в его творчестве, выявляя характерные черты живописного метода мастера.