Картина построена на излюбленном композиционном приеме мастера – контражуре: модель помещена в интерьере напротив окна. Яркий, бьющий свет окружает фигуру легким сиянием, нивелируя детали и создавая обобщенный силуэт. К подобному композиционному решению художник прибегает не раз, например в картинах
«Вузовки» (1933),
«У окна (В комнате)» (1928),
«Лето» (1931).
Константин Истомин – живописец, график и педагог. Его ученики вспоминали, как он учил их изображать не предметы, но явление, переносить на холст суть происходящего вокруг, будь то сумерки, сияние окна, морозный воздух или блеск тела.
Сам художник прошел обучение живописи у венгерского профессора Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909). Возможность посещать Старую и Новую Пинакотеку позволила Истомину познакомиться с классическим европейским искусством. Большое впечатление на него произвела живопись импрессионистов, их принципы работы со световоздушным пространством. Творчество Винсента ван Гога оказалось очень близко молодому живописцу. Напряженность цветовых отношений и световых контрастов в работах французского художника дало импульс для поисков собственного живописного языка. Истомина никогда не привлекали абстрактные формы, он был далек от сочинительства. Живые впечатления и анализ натуры – вот характерные черты творчества мастера.
Истомин всегда стремился писать свет, в каждой своей работе он анализирует, детально разбирает воздействие света на цвет и форму. В его картинах само световое пространство становится целью изображения. Зачастую в портретах художник вообще не прописывал лицо человека, не детализировал кисти рук, показывая их как бы тающими в пространстве, сливающимися с предметами. Для Истомина характерен единый взгляд на модель и пространство вокруг.
Картина «Зима» относится к группе интерьерных работ мастера и занимает важное место в его творчестве, выявляя основные черты живописного метода.