Лето
Патрон шедевра
Истомин Константин (1886-1942)
Лето
1931
Размер - 120 x 100
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1991
Поступило от комиссии по наследию. 1980
Две фигуры на фоне открытого окна – один из излюбленных сюжетов в творчестве Константина Истомина. Художник неоднократно обращался к интерьерному жанру, изображая в пространстве своей комнаты-мастерской одну или две фигуры. Располагал их в контражуре, против света, льющегося извне, что придает изображению цельность и единство. Так написаны его многочисленные работы, например «У окна (В комнате)» (1928), «Зима» (1928), «Вузовки» (1933). .
Истомин, выдающийся, но мало известный широкому зрителю русский живописец первой половины XX века, последователь европейской культурной традиции, создал собственный художественный стиль, основанный на тонком чувствовании натуры, аналитическом подходе к искусству, строгом отношении к композиции и рисунку, целостности восприятия предметов в пространстве.
Построение картины «Лето» вызывает в памяти живописные композиции Матисса, которые Истомин, несомненно, хорошо знал. На картине изображены художники Г.М. Каминская и К.К. Зефиров, с которым Истомин был дружен со времен учебы у Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909). Обучение у этого мастера заложило основополагающие принципы творчества Истомина, воспитало в нем отношение к цвету как к явлению, подверженному влиянию окружающей среды. Локальный цвет в природе испытывает воздействие света, тени, рефлексов. Осознание этого принципа дает художнику ощущение единства модели и пространства. Художник изображает предметы в тесной связи с соседними объектами, погруженными в общую цветовую среду. Главным источником вдохновения для Истомина была натура, нередко она ограничивалась пространством его комнаты и видом из окна.
Друзья художника вспоминали, что жил он на шестом этаже, лифт не работал, телефона не было, и можно было в любое время прийти к нему показать работы или посидеть за стаканом сухого вина. Ретироваться приходилось, только если хозяин открывал дверь с палитрой в руках. Это означало, что мастер полностью поглощен живописью, от которой не стоит его отвлекать.
«Лето» – одна из ярких работ художника, занимающая важное место в его творчестве и передающая основные принципы живописного метода Истомина.