Лето
Патрон шедевра
Истомин Константин (1886 -1942)
Лето
1931
Размер - 120 x 100
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1991
Поступило от комиссии по наследию. 1980
Две фигуры на фоне открытого окна – один из излюбленных сюжетов в творчестве Константина Истомина. Художник неоднократно обращается к интерьерному жанру, изображая в пространстве своей комнаты-мастерской одну или две фигуры. Располагает их в контражуре, против света, льющегося извне, что придает изображению цельность и единство. Так написаны его многочисленные работы, например «У окна (В комнате)» (1928), «Зима» (1928), «Вузовки» (1933).
Истомин, выдающийся, но мало известный широкому зрителю русский живописец первой половины XX века, последователь европейской культурной традиции, создал собственный художественный стиль, основанный на тонком чувствовании натуры, аналитическом подходе к искусству, строгом отношении к композиции и рисунку, целостности восприятия предметов в пространстве.
Построение картины «Лето» вызывает в памяти живописные композиции Матисса, которые Истомин, несомненно, хорошо знал. На картине изображены художники Г.М. Каминская и К.К. Зефиров, с которым Истомин был дружен со времен учебы у Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909). Обучение у этого мастера заложило основополагающие принципы творчества Истомина, воспитало в нем отношение к цвету как к явлению, подверженному влиянию окружающей среды. Локальный цвет, существующий в природе, испытывает воздействие ложащихся на него света, тени, рефлексов. Осознание этого принципа дает художнику ощущение единства и нераздельной взаимосвязи модели и пространства. Художник изображает предметы в тесной связи с соседними объектами, погруженными в общую цветовую среду. Главным вдохновением для Истомина была натура, нередко она ограничивалась пространством его комнаты и видом из окна.
Друзья художника вспоминали, что жил он на шестом этаже, лифт не работал, телефона не было, и можно было в любое время прийти к нему показать работы или посидеть за стаканом сухого вина. Ретироваться приходилось, только если хозяин открывал дверь с палитрой в руках. Это означало, что мастер полностью поглощен живописью, от которой не стоит его отвлекать.
«Лето» – одна из ярких работ художника, занимающая важное место в его творчестве и передающая основные принципы его живописного метода.