Истомин Константин (1886-1942)
Портрет Лидии
1929
Размер - 98 x 80
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1989
Поступило от комиссии по наследию. 1980
На портрете изображена молодая женщина, сыгравшая важную роль в творчестве Истомина. Это Лидия Короткова, постоянная модель художника с 1929 по 1934 год, бывшая танцовщица, удивительно изящная и пластичная. Судьба ее сложилась печально. Она была танцовщицей варьете и, неудачно упав, сломала позвоночник. Вылечившись, она неожиданно потеряла слух. Неизвестно, как художник и модель познакомились, но ее внешность, очень острая и яркая, сразу понравилась Истомину. Высокая, с полными бедрами, удивительно светлым и теплым цветом кожи и совершенно необыкновенным, буквально свекольным, четко очерченным румянцем. Профессия танцовщицы наложила отпечаток на ее облик – ее движения и позы пластичны, грациозны и совершенно свободны. В Лидочке Истомин нашел «свою» натурщицу и часто писал ее. Она послужила моделью и для самой известной его картины «Вузовки».
Художник располагает модель в контражуре, против света, льющегося извне, что придает изображению цельность и единство. Он всегда стремился писать свет, в каждой своей работе он анализирует, детально разбирает воздействие света на цвет и форму. В его картинах само световое пространство становится целью изображения. Контраст света, бьющего из окна, и затененного интерьера создает ощущение рождения цвета из темноты. Художник вдохновлялся произведениями Матисса, что чувствуется в построении картины. Для Истомина характерен единый взгляд на модель и пространство вокруг. Плавные очертания фигуры контрастно выделяются на фоне окна, художник передает задумчивый взгляд женщины, ее лишенную всякой позы естественную манеру держаться. В образе чувствуется уважение и симпатия художника к модели.
Большое влияние на творчество Истомина оказало знакомство с французским искусством во время учебы в частной студии харьковского пейзажиста Е.Е. Шрейдера (1905–1906), поклонника барбизонцев. Но главной своей школой живописец считал учебу у венгерского профессора Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909), там он научился видеть поэзию и красоту в обычном и простом сюжете. Истомин повторял, что изображаемое нужно горячо любить, чувствовать его всем своим существом, только тогда оно станет понятным.