Ларионов Михаил (1881-1964)
Зима. Времена года (новый примитив)
1912
Размер - 100 x 122,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11950
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
Серия «Времена года» – манифест изобретенного Михаилом Ларионовым стиля «инфантильный примитивизм». Он сложился из нескольких компонентов. Первый – стиль «неопримитивизм», который был вдохновлен творчеством художников-самоучек, образцами народного искусства (росписью подносов, вышивкой, лубочными картинками), искусством древних народов. Всем тем, что стало для русских авангардистов начала ХХ века важным ориентиром в деле обновления живописной культуры, закрепощенной академической традицией. Второй компонент - эпитет «инфантильный», отсылка к детскому творчеству. В собрании Ларионова, известного своей страстью к коллекционированию образцов наивного искусства, детские работы занимали особое место. Художника восхищали чистота, эмоциональность и творческая непосредственность детского сознания.
Вместо классической линейной перспективы Ларионов конструирует максимально уплощенное декоративное пространство. Здесь нет линии горизонта, неба, земли. Другое отступление от академизма – совмещение на одной плоскости нескольких обособленных друг от друга композиций, объединенных одной темой. Этот прием часто встречается у детей.
В верхней ячейке – белоснежное зимнее божество с шалью, напоминающей пелену вьюги. Рядом характерный для зимы персонаж – черная ворона. Наивная и чрезвычайно выразительная трактовка их голов отсылает к древнему искусству Ассирии, одному из источников вдохновения авангардистов. В соседней ячейке – голое дерево с полосками снега и кот. Его лаконичная поза напоминает о котах из лубочных картинок. Как и дерево, он лишен яркого окраса и сливается с коричневым фоном. Именно коричневый цвет символизирует для Ларионова зиму. Это цвет обнаженной, лишенной красок земли. В нижнем ярусе – силуэты покрытых снегом домов, елей, непонятного зверька. Примитивный рисунок этих изображений вкупе с коричневым, словно потертым «пещерным» фоном вызывает ассоциацию с первобытным искусством, которое также вдохновляло художника. И конечно, подобная трактовка форм снова напоминает о детском стиле рисования. В четвертой ячейке представлена словесная ода зиме. Здесь художник все-таки выдает себя. Ведь трудно представить, чтобы ребенок придумал такую поэтичную фразу: «Зима холодная снѣговая ветреная Вьюгой окутана закована льдомъ».
Серия «Времена года» поделена между несколькими собраниями. «Весна» и «Зима» хранятся в Государственной Третьяковской галерее. «Осень» – в Центре Помпиду, «Лето» – в частном собрании.