Чашник Илья (1902-1929)
Супрематизм
1923
Размер - 71 x 50
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5011
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Илья Григорьевич Чашник – один из самых талантливых учеников К.С. Малевича, глубоко усвоивший его супрематические идеи и последовательно развивавший их в своем творчестве. Он был учеником Малевича в Витебском художественном училище (с 1919), членом группы «Утвердители нового искусства» (Уновис). Вслед за учителем в 1922 году переехал в Петроград, работал в Государственном институте художественной культуры (Гинхук). Именно Малевич сформировал Чашника как художника и заложил основы его творческого мировоззрения.
За свою недолгую и яркую жизнь (он умер в неполных 27 лет) Чашник сумел сказать новое слово в самых разных сферах художественной деятельности. Круг его интересов впечатляюще широк и включает, кроме станковой живописи и графики, дизайн, книжную и промышленную графику, фарфор, архитектурные проекты, архитектоны.
Чашник развивался стремительно и логично, шаг за шагом выстраивая свою оригинальную версию супрематизма. Обладая незаурядным архитектурным даром, безукоризненно тонко чувствуя соотношение плоскостей и объемов, художник сумел выявить и развить архитектурный потенциал супрематизма. Но основой для него являлась все-таки живопись, которую он называет «холстовым» периодом супрематизма. Его живопись, супрематические рельефы, архитектурные проекты и архитектоны составляют единую линию развития. Супрематические картины Чашника находятся как бы на грани между станковой живописью и абстрактным архитектурным проектом, не случайно они иногда похожи на планы какого-то идеального архитектурного объекта, увиденного сверху.
Сдержанный колорит живописных работ Чашника нередко основан на контрастной игре черного, белого и красного. Картина «Супрематизм» построена на сочетании этих трех главных цветов, к которым добавлены приглушенно-голубой и серый. Геометрические формы устремлены вверх, контрастно выделяясь на черном фоне. Располагающиеся в строго выверенном порядке вокруг крестообразной формы «геометрично ясно выраженные» элементы создают ощущение пространственности и динамизма. В целом структура «Супрематизма» представляет собой выразительный пример гармонического единства статического и динамического начал. Динамизму Чашник придавал основополагающее значение. Он писал: «Динамизм, динамизм и тысячу раз динамизм – вот основа и суть супрематизма как беспредметности и тысячу раз моя основа».