Чашник Илья (1902-1929)
Проект трибуны для площади
1920
Размер - 48,7 x 37,7
Материал - бумага серая
Техника - графитный карандаш, гуашь, тушь
Инвентарный номер - РС-1878
Поступило из Дирекции художественных выставок и панорам. 1959
Илья Чашник был одним из самых юных учеников Малевича: к моменту вступления в его круг Чашнику исполнилось 17 лет. Недолго проучившись у Шагала, с появлением в Витебске Лисицкого он сразу перешел в его архитектурно-графическую мастерскую.
С первым архитектурным экспериментом Чашник выступил в октябре 1920 года, спроектировав «Трибуну знака супрематизма» для Красной площади в Смоленске. Стржеминский, возглавлявший там филиал Уновиса, предложил реализовать проект и установить трибуну на площади. Однако постройка так и не была осуществлена, ‒ скорее всего, на это попросту не хватало средств, или идея не получила одобрения городских властей.
Трибуна Чашника соединяла в себе признаки конструктивистского мышления с элементами супрематизма, ‒ этот синтез был результатом обучения в мастерской Лисицкого, вносившего свои коррективы в супрематическую систему. Трансформирующаяся легкая ажурная конструкция апеллировала к функциональности и эстетике инженерно-технических решений, свойственных конструктивизму; супрематические плоскости и черный квадрат в основании маркировали сооружение как работу, созданную под воздействием супрематизма.
Лисицкий высоко оценил «Трибуну» именно как прорыв в реальную архитектуру. Впоследствии, в 1924 году Лисицкий несколько преобразует этот проект, внеся в него ряд уточнений, и покажет на международной театральной выставке в Вене с названием «Трибуна Ленина» и подписью «мастерская Лисицкого».