Супрематизм
Патрон шедевра
Чашник Илья (1902-1929)
Супрематизм
1924-1925
Размер - 80,2 x 127,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5040
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Илья Григорьевич Чашник – один из самых талантливых учеников К.С. Малевича, глубоко усвоивший его супрематические идеи и последовательно развивавший их в своем творчестве. Он был учеником Малевича в Витебском художественном училище (с 1919), членом группы «Утвердители нового искусства» (Уновис). Вслед за учителем в 1922 году переехал в Петроград, работал в Государственном институте художественной культуры (Гинхук). Именно Малевич сформировал Чашника как художника и заложил основы его творческого мировоззрения.
За свою недолгую и яркую жизнь (он умер в неполных 27 лет) Чашник сумел сказать новое слово в самых разных сферах художественной деятельности. Круг его интересов впечатляюще широк и включает, кроме станковой живописи и графики, дизайн, книжную и промышленную графику, фарфор, архитектурные проекты, архитектоны.
Чашник развивался стремительно и логично, шаг за шагом выстраивая свою оригинальную версию супрематизма. Обладая незаурядным архитектурным даром, безукоризненно тонко чувствуя соотношение плоскостей и объемов, художник сумел выявить и развить архитектурный потенциал супрематизма. Но основой для него являлась все-таки живопись, которую он называет «холстовым» периодом супрематизма. Его живопись, супрематические рельефы, архитектурные проекты и архитектоны составляют единую линию развития. Супрематические картины Чашника находятся как бы на грани между станковой живописью и абстрактным архитектурным проектом, не случайно они иногда похожи на планы какого-то идеального архитектурного объекта, увиденного сверху.
Сдержанный колорит живописных работ Чашника обычно построен на контрастной игре черного и белого, с добавлением серого, красного и немногих других цветов, подчиненных общему лаконичному строю. Именно в этой цветовой гамме – черное, белое, серое – написан «Супрематизм». В понимании Чашника, черное это – «важнейшее состояние беспредметности», а белое – «вечное неизменяемое динамическое начало». В фокусе внимания художника ритмические сочетания элементов и система пространственных интервалов. Крупный центральный темно-серый прямоугольник в центре картины «Супрематизм», окруженный меньшими по размерам узкими прямоугольниками, доминирует в композиции, придавая ей устойчивость. Располагающиеся вокруг него в строго выверенном порядке серые геометрические формы создают ощущение пространственности и динамизма. Последнее очень важно для Чашника, декларировавшего: «Динамизм, динамизм и тысячу раз динамизм – вот основа и суть супрематизма как беспредметности и тысячу раз моя основа».