Рисунок исполнен летом 1904 года, когда в состоянии Врубеля наступило заметное улучшение, он был переведен в клинику доктора Ф.А. Усольцева, располагавшуюся в Петровском парке в Москве. Художник много работал, словно стремясь восстановить утраченную связь с реальной жизнью, вновь обрести душевную гармонию. Исполненная карандашом, расцвеченная акварель «Кампанулы» – одна из лучших работ этого периода. Каждый из многих десятков бутонов смоделирован арабесками карандашных штрихов, поверх которых положена прозрачная акварель. Лиловые соцветия насыщены витальной энергией, движением. Изображая стоящий на подоконнике ящик с кампанулами, Врубель выбирает необычный ракурс. Растение, как фигура в парадном портрете, заполняет весь лист, за ним за рамой окна – скромный северный пейзаж с березкой на ветру, с пробегающими по серому небу облаками. Пейзаж «просвечивает» сквозь соцветия. Растение – душа пейзажа, символ весеннего обновления, которое переживает сам художник. Обращаясь к изображению цветов, он словно возвращается к началу своего творческого пути, когда в Киеве он исполнил множество этюдов азалий, ирисов, орхидей. Пластическое богатство их форм служило своеобразным камертоном, который «настраивал» и связывал с реальностью его «сочиненные» произведения.