Перов Василий (1833-1882)
Похороны в бедном квартале в Париже
1863-1864
Размер - 21,9 x 29
Материал - бумага желтоватая
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.7058
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1925
В 1861 году Василий Перов был удостоен золотой медали Академии художеств, дававшей право на поездку за границу «для усовершенствования мастерства». В 1863–1864, после посещения немецких городов, художник живет и работает в Париже. Несмотря на то что пребывание во французской столице было относительно недолгим, это время оказалось важным для художника – возросло его профессиональное мастерство и расширился культурный кругозор. Не чувствуя возможности создать картину «из жизни народа ˂…˃ мало знакомого», как признавался сам художник, он становится внимательным наблюдателем, много работает с натуры.
Внимание художника по-прежнему обращено к «униженным и оскорбленным» – жизнь обитателей Монмартра с ее буднями и скромными праздниками, нищие, бродячие музыканты, тряпичники – герои его произведений парижского периода. Большую часть произведений этого времени составляют графические работы. Эти рисунки – свидетельство обретенного мастерства, их отличает свобода исполнения, артистизм, мастерское владение разнообразными приемами рисования.
В рисунке «Похороны в бедном квартале Парижа» Перов выбирает сложный композиционный ракурс – изображает уходящую вниз по диагонали мощеную булыжниками улицу. Несмотря на название, внимание зрителей привлечено не столько к скромной похоронной процессии, сколько к изображенным на первом плане свидетелям происходящего. Эти фигуры можно было бы воспринять как аллегорию этапов жизненного пути – от детства до старости, которую лишь шаг отделяет от того самого последнего путешествия, за которым наблюдают обитатели квартала. Однако множество жанровых подробностей, бытовых деталей, подмеченных острым глазом художника, сама быстрая энергичная манера исполнения наполняют рисунок жизнью, привносят в него реальность непосредственного впечатления.