Шадр Иван (1887-1941)
Освобожденный Восток
1928
Размер - 190 x 95 x 140
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-365
Поступило из МК СССР. 1964
Шадр предполагал установить скульптуру «Освобожденный Восток» рядом со зданием Коммунистического университета трудящихся Востока в Нарышкинском сквере, но ему это не удалось. В июле 1929 года скульптор обратился в президиум АХР с просьбой дать оценку двум своим произведениям – «Труженик» и «Освобожденный Восток», чтобы комитет по благоустройству Московского коммунального хозяйства мог осуществить установку этих работ в Москве. Обе статуи были признаны произведениями «высокого мастерства и формального качества», но для окончательного решения вопроса о последней работе было предложено привлечь общественность, в частности представителей университета и ЦК партии.
Произведение экспонировалось на третьей выставке ОРС в 1929 году. Статуя получила в основном отрицательные отзывы и была признана неудачной. Б.Н. Терновец писал: «Работа эта несколько выпадает из реалистической серии Шадра, представляется каким-то возвратом к уже навсегда, казалось, оставленным художником приемам модернизма».
Освобождение восточных народов скульптор представил в аллегорическом образе обнаженной женщины, поднимающейся с колен. Символический характер статуи подчеркивался тем, что она была позолочена. В пластическом решении фигуры используется древнеегипетский прием построения рельефа, при котором голова и ноги развернуты в профиль, а торс показан в фас. Прием ясно прочитывается при фронтальной точке зрения на статую, но при ее обходе зрителю становится заметнее спиралевидный разворот благодаря положению головы и рук, исчезает застылость, и фигура словно начинает оживать в движении.
Статуя «Освобожденный Восток» интересна близостью к стилю ар деко, не получившему широкого распространения в СССР. Расцвет стиля начался в Европе после выставки декоративных искусств 1925 года в Париже. Скульптор посетил французскую столицу в 1926 году во время заграничной командировки «с целью ознакомления с искусством Запада». Произведение стоит несколько особняком в наследии Шадра. Стилистически близки ей две работы – «В бурю» и не сохранившийся эскиз скульптуры «Рабочий и колхозница», выполненный на конкурс для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В них заметна стилизация и отступление от анатомической правильности ради достижения эмоциональности и динамичности образов.