Натюрморт – излюбленный жанр Константина Коровина, художника, дерзнувшего одним из первых среди русских живописцев писать картины ради красоты, ради «чистой живописи». Он говорил, что живопись, «как музыка, как стих поэта, всегда должна вызывать в зрителе наслаждение», и считал созерцание красоты через живопись сутью самой живописи. Жанр натюрморта позволял художнику в полной мере утвердить свое кредо, показать зрителю одухотворенную красоту мира простых вещей и неповторимую прелесть каждого мгновения жизни.
К популярному в европейском искусстве типу «рыбного натюрморта» Коровин обращался не раз. Артистично и свободно варьируя любимый мотив, он всегда сохранял живость впечатления от натуры. Свободно и легко, ритмичными и безупречно точными движениями кисти он размещает на холсте самый традиционный рыбацкий набор: корзину, круглую бутыль зеленого стекла, красный рыболовный кружок, лук и свой недавний улов. Плавные контуры всех предметов натюрморта, многократно повторяясь, создают ритмическое единство композиции.
Ее цветовым центром на фоне общей сдержанной, охристо-серебристой гаммы становится ярко-алый цвет кружка – непременный «горящий» акцент, характерный колористический прием Коровина, с помощью которого мастеру блестяще удавалось «оживлять» свои холсты. Усиливая подобным контрастом декоративное звучание красок, он делал живопись эмоционально насыщенной и предельно выразительной. Сочными красными мазками так же ярко выделены плавники окуней, а контрастным зеленым цветом – бутылочное стекло и перья лука. Мягкий свет, освещающий пространство натюрморта, дробится в стекле бутыли, играет бликами на металлической поверхности блюда и на радужной чешуе рыб. При сопоставлении разных по фактуре предметов Коровин с изумительным мастерством выявляет их живописное единство, заставляя зрителя вместе с ним любоваться гармонией цветовых сочетаний.
Художник – страстный и умелый рыболов – вспоминал, что на рыбалку отправлялись целым обозом, а на отдельной телеге ехали холсты и краски. В реке, где водились «гладкие лини», «огромные пудовые щуки» и «золотые язи», он раз поймал большого карпа «красивого цвета с желто-светлыми глазами» и его «золотая чешуя перемешивалась с серебряными и перламутровыми бляхами», черного окуня «с белыми глазами и красными, как кровь, плавниками». В щедром, красочном богатстве запечатленного на холсте улова узнаются рыбы, о которых столь живописно и ярко рассказал Коровин.