В произведении «Девушка в венке» Врубель создал загадочный образ молодой девушки, предстающей перед зрителем в облике то ли богини флоры, то ли нимфы. Можно предположить, что эта композиция появилась у Врубеля в процессе творческих поисков типажа героини русской сказки. По мнению многих исследователей, черты облика модели имеют портретное сходство с его музой и женой Надеждой Ивановной Забелой-Врубель.
Михаил Врубель руководил керамической мастерской в Абрамцево с 1890 года. Изучив технологию гончарного искусства, Врубель много экспериментировал с композицией, формой, фактурой, открыв новые возможности майолики. За несколько лет небольшая мастерская превратилась в гончарный завод, продукция которого получила всемирное признание.
В собрании музея находятся два экземпляра произведения «Девушка в венке», отличающиеся цветом глазури. В этом варианте скульптуры форма покрыта полихромной поливой, демонстрирующей богатство оттенков глазури: темно-коричневое лицо, зеленый с желтыми вкраплениями венок, на голове белый жгут. Скульптура имеет автограф-монограмму МВ в тесте майолики, что является редким явлением для керамики Врубеля.