Моргунов Алексей (1884-1935)
Магнитогорск. Постройка плотины
1931
Размер - 74,2 x 51,4
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - Инв.15484
Поступило от «Всекохудожника». 1931
Экспонент многих левых выставок и член самых знаковых авангардных художественных группировок («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»), Алексей Моргунов прошел через все те же фазы авангардного искусства, что и его собратья по цеху. Знакомство с Ларионовым, Гончаровой, Куприным, Фальком, Шевченко и Татлиным в начале 1910-х определило круг его интересов и художественных пристрастий ‒ неопримитивизм и кубизм. В 1914‒1915 годах Моргунов сблизился с Малевичем и работал под его влиянием.
Во второй половине 1920-х Моргунов отошел от авангарда. Пройдя период увлечения неоклассицизмом, в 1930-е, как и многие другие мастера авангарда, художник совершил вынужденный переход к соцреализму. Его сюжетами стали индустриальные пейзажи строек социализма, нефтепроводы, совхозы, химкомбинаты. В этих соцреалистических работах трудно узнать раскованную манеру былого авангардиста ‒ разнообразие его пластических поисков, свободную лепку формы и сочный колорит. Вместе с тем, оставаясь профессионалом высокого уровня, Моргунов стремился к безупречному решению в рамках ограничивающей его художественные возможности задачи. Точно найденное композиционное построение, тщательно подобранные цветовые рифмы в чередовании синего и коричневого, непринужденность линии и мазка, отсутствие традиционного для соцреалистических произведений ложного пафоса выдает желание мастера найти эстетический компромисс. Формально следуя принципам соцреализма в выборе темы «трудового подвига», художник ставит акцент на самой натуре, переводя сюжет в статус пейзажного жанра.