Моргунов Алексей (1884-1935)
Дорога в лесу
1910–1911
Размер - 80 x 70,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1289
Дар Г.Д. Костаки, Москва. 1977
Вернувшись из заграничного путешествия (1909), Алексей Моргунов с новой энергией обратился к пейзажной живописи. Летом 1910 года он жил в окрестностях Москвы, писал виды усадьбы Кузьминки и работал над серией «Сосны». Серия представляет «чистый» пейзаж, без архитектурных или жанровых элементов, и здесь задачи, которые ставит перед собой художник, особенно очевидны. Пронизанная солнцем листва и темнеющая на фоне синевы неба хвоя, тропинка между сосен и берез – эти простые мотивы Моргунов преображает с помощью необычных живописных приемов, отчасти заимствованных у французских фовистов. Он усиливает теплые оттенки дорожки, доводя их до насыщенного малинового цвета, стволы некоторых деревьев окрашивает в ярко-голубой, обводит кроны резким черным контуром, придавая природным формам сходство с витражом или инкрустацией, сложенной из сверкающих твердых материалов.
С этим связано еще одно качество картины – характер решения пространства. В начале творческого пути, следуя традиции отечественного пейзажа, Моргунов с особой проникновенностью писал окутанные туманом осенние дали или просторы цветущих полей. Здесь же глубина выглядит иллюзорной, а интенсивный цвет не дифференцирует планы, но подчеркивает плоскость. Красота природы волнует художника, однако в картине она служит только поводом для острых живописных сопоставлений.
Картина, возможно, экспонировалась на первой выставке «Бубновый валет» (1910–1911) под названием «Пейзаж». В пользу этого предположения говорит ее стилистическая близость к работе «Париж» (1910, ГРМ), показанной на той же выставке. Экспонаты Моргунова были замечены ценителями. В начале 1911 года художник открыл в Москве частную студию, где желающие могли рисовать и писать маслом натуру. Посещавший студию Валентин Серов обратил внимание на пейзаж Моргунова, висевший на стене. «Серов сказал, что он хорошо сделан, но в нем много французского. Я ответил, что влияний не избежать – лучше французское, чем немецкое». Открытость воздействию «чужого» искусства, умение перерабатывать его в собственный стиль отныне становится важным качеством, определяющим характер искусства Моргунова.