Сын А.К. Саврасова от второго, гражданского брака, учившийся в Строгановском училище у К.А. Коровина, Алексей Моргунов начинал как продолжатель традиции русского лирического пейзажа. С 1902 года он экспонировал на выставках картины и этюды, изображающие скромную природу Подмосковья – весеннее половодье, осеннюю распутицу, заснеженные лесные поляны. Но в 1909 году он совершил заграничное путешествие, в корне изменившее его взгляд на искусство. Побывав в Париже и близко познакомившись с новейшими течениями французской живописи, Моргунов осознал, какие возможности таят в себе те качества художественной формы – цвет, линия, фактура, которые русские художники привыкли подчинять служебной задаче – убедительному воспроизведению реальности.
В картине «Красный дом» эта задача предельно ослаблена, реальный мотив угадывается с трудом. Неясно, что за местность изображена (растения можно принять за тропические), каково назначение постройки (сарай?), ничем не мотивирована яркая окраска дома (к примеру, нельзя утверждать, что он увиден в лучах закатного солнца). Но подобные соображения автора не волнуют. Ему интересно передать, как звучат контрастные цветовые аккорды – красно-малиновое, градации зеленого, синего и бирюзового, как отражаются краски неба и дома в оттенках травы, как тень темными кольцами ложится на пылающе-желтую крышу.
Трудно определить, писал Моргунов этот пейзаж непосредственно с натуры или по памяти. Если учесть, что он выполнен в средней полосе России, а не в южных широтах, то нельзя не отметить здесь волевого начала, свободной интерпретации видимой природы. Такую позицию оправдывает яркая декоративность работы, красота самой живописи. Так же нелегко дать «Красному дому» формальное определение: картина это или этюд? Любопытно, что в 1912 году художник экспонировал на 3-й выставке общества «Союз молодежи» произведение под названием «Эскиз». Не исключено, что речь идет именно об этой работе.