Алексей Алексеевич Моргунов – сын А.К. Саврасова, ученик К.А. Коровина и С.В. Иванова, член Московского товарищества художников, а также один из основателей феврализма. В начале творческого пути он, как и многие, был ищущим эклектиком и прошел через множество увлечений, от неоимпрессионизма до супрематизма. Затем, пресытившись экспериментами, он открывает для себя более фигуративную и реалистичную манеру.
«Хоста. Черное море» напоминает идиллическую открытку, отправленную самому себе в память о безмятежности летних каникул. Сентиментальность работы проявляется и в некотором отстоянии: композиция закрыта, она не подразумевает участие зрителя. Зрителю позволено наблюдать со стороны, заглядывая через забор. Хоть и невысокий, этот барьер обозначен твердо.
Легкая небрежность усиливает эффект мечтательности и задумчивости. Рваные края и проглядывающая то тут, то там грунтовка делают живописное изображение менее материальным.
Основные композиционные линии – берег, река, холмы – круто изогнуты. Этот прием в сочетании с активным ритмичным мазком, которым вылеплены деревья ближнего плана, формирует динамику картины и отсылает к работам Ван Гога.
Более спокойно решено море: волны мягко окатывают берег, превращаясь в белую пену. Художник в большей степени питает интерес к растительному многообразию и ландшафту, нежели к стихиям и погодным явлениям.
Пейзаж – один из любимых жанров Моргунова. В отличие от работ конца 1900-х годов, здесь нет ярких колористических контрастов. Пластика форм сохраняется, но становится мягче и легче. Изображение приобретает более гармоничный и умиротворенный характер.