Моргунов Алексей (1884-1935)
Портрет
1913–1914
Размер - 71,6 x 53,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1286
Дар Г.Д. Костаки, Москва. 1977
Произведения французских кубистов стали известны в России в конце 1909 – 1910 году, но особое влияние новое направление приобрело в среде авангардистов в 1912–1913 годах. Работы французов экспонировались на московских выставках, молодые русские художники учились в Париже у мэтров кубизма, в бывшей студии Моргунова в 1913 году собирался «кубистический кружок».
Сам Моргунов не остался в стороне от общего увлечения. Об этом свидетельствует его «Портрет». Традиционное для жанра соотношение фигуры и фона здесь решительно нарушено. Полуфигура человека помещена в пространственную структуру, разделенную резкими линиями на световые зоны. Такое решение отсылает к произведениям зрелого кубизма – многочисленным «музыкантам» и портретам Пабло Пикассо и Жоржа Брака, один из которых – «Портрет Амбруаза Воллара» Пикассо (1910, ГМИИ им. А.С. Пушкина) – был хорошо знаком Моргунову. Но он не во всем следует образцам, отказываясь от кубистической монохромности и активно вводя в картину цвет. Иначе выглядит и облик человека. Его черты лишены геометрической четкости, как в «Портрете Воллара», а формы не сколочены из прямоугольных брусков, как на картинах Ж. Метценже. Контуры мужественного лица, пышной шевелюры, могучей шеи и груди, похожей на женскую, мягки и округлы, но выполнены синеватой краской, подчеркивающей условность изображения. Неопределенность образа усиливается тем, что голова словно двоится, кажется развернутой одновременно анфас и в профиль. В то время в России бытовало представление, что главной задачей кубистов является симультанизм – одновременное изображение предмета в разных ракурсах. Вероятно, Моргунов ставил перед собой ту же задачу. Но двоящиеся черты могут быть истолкованы и как совмещение изображения двух разных, в том числе разнополых, людей. И здесь чувствуется интерес к другой теме, волновавшей современников художника, – мужское и женское как неотделимые друг от друга, но противоположные и вечно враждующие начала.