Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет Анны Давиа-Бернуцци
1782
Размер - 82 x 67,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.94
Приобретено Советом галереи у графа Г.А. Милорадовича. 1902
Анна Давиа-Бернуцци, оперная певица итальянского происхождения, прибыла в Петербург не позднее 1781. В 1782 она заключила контракт с Императорским театром, где ее ждала блестящая карьера. Анна выступала в качестве первой певицы оперы буфф и второй певицы серьезной оперы. Особенно часто ей доставались партии в операх популярного в то время Дж. Паизиелло.
В одном из сценических образов Левицкий и изобразил Анну на портрете. Об этом можно судить по несколько вычурному, украшенному многочисленными бантами театральному костюму, дополненному пасторальной соломенной шляпкой. Современники отмечали, что Давиа-Бернуцци наряду с хорошими вокальными данными обладала высоким артистическим уровнем. Ее артистичность была подмечена и Левицким, который нашел для своей модели живую, кокетливую позу, элегантные театрализованные жесты, придал выражению лица жеманное наигранное выражение.
Изначально портрет находился в собрании графа А.А. Безбородко, крупнейшего государственного деятеля екатерининской эпохи, с которым Анна Давиа состояла в любовной связи. А.А. Безбородко был большим любителем изобразительного искусства и покровителем художников. Его дом в Петербурге славился одной из лучших картинных галерей. Левицкий не единожды писал картины для Безбородко: в 1783 по заказу последнего мастер написал знаменитый портрет «Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (Государственный Русский Музей).
По воле императрицы роман престарелого ловеласа Безбородко и итальянской оперной дивы прекратился в 1793. По свидетельству Н.И. Григоровича, Екатерина II, узнав, что граф подарил Анне Давиа 40000 рублей, сочла нужным выслать певицу из России в 24 часа.
Кроме портрета Левицкого, образ А. Давиа известен по миниатюре из Русского музея, которую приписывают кисти М.Л.-Э. Виже-Лебрен (1790-е. Кость, акварель, гуашь).