Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет Е.А. Бакуниной
1782
Размер - 63 x 50
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.93
Приобретено Советом галереи у Т.В. Олсуфьевой. 1902
Изображение является парным к портрету П.В. Бакунина Большого (1782).
Сведения о биографии Екатерины Андреевны Бакуниной (1736–?) крайне скудны. Известно, что она происходила из рода Бартеневых, в 1750-х вышла замуж за П.В. Бакунина Большого и имела в браке трех дочерей: Анну (1754), Александру (1760) и Марию (1762). Лишь благодаря портрету Левицкого, создавшего такой колоритный, эмоционально насыщенный образ, возможно судить об этой яркой, неординарной натуре.
Портрет Бакуниной был исполнен мастером в период творческого расцвета. Как отмечает известная исследовательница наследия Левицкого Н.М. Гершензон-Чегодаева, в 1780-е годы у художника складывается особая портретная концепция. Ее особенность заключается в более взвешенном и объективном, чем ранее, подходе Левицкого к своим моделям. Он выступает в роли отстраненного наблюдателя, до тонкости изучившего людей. С 1780-х художник начинает для разных портретов использовать ранее найденные готовые композиционные схемы и средства выражения, что является другой отличительной чертой портретного творчества живописца в эти годы.
Отмеченную специфику почерка Левицкого можно видеть в портрете Бакуниной. Композиционный прием с сильно развернутой в пространстве фигурой был найден мастером еще в портрете неизвестной (1774, Государственный Русский музей). В обоих примерах Левицкий использует разную фактуру ткани одежды для создания глубины пространства. Он последовательно располагает плотную шаль, которая как бы обрамляет фигуру, затем более легкий атлас платья, затем в центре полупрозрачный газовый платок, прикрывающий грудь. Постепенно высветляя и облегчая поверхность, художник передает объем. К числу повторяющихся приемов следует причислить также светскую полуулыбку, мало сочетающуюся с темпераментом представленной на портрете героини, и интенсивный неестественный румянец. Такая же схема, напоминающая портрет Бакуниной вплоть до мелких деталей одежды, была использована мастером в изображении Доротеи Шмидт (начало 1780-х, Нижегородский художественный музей).
Но несмотря на использование ряда типичных приемов, Левицкий воссоздает совершенно уникальную, цельную, жизнерадостную натуру с открытым, шумным, взбалмошным характером. Воображению зрителя живо представляется несколько своевольная, но в целом добродушная барыня-сибаритка. Нужное впечатление достигается благодаря пластической объемности форм, энергично вылепленному лицу с крупными чертами, правдиво обрисованным полным щекам и двойному подбородку, выразительному блеску глаз.