Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет М.А. Львовой
1781
Размер - 63 x 49
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5118
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (Собрание М.М. Львовой). 1925
Всего три года отделяют это изображение от более раннего, для которого Мария Алексеевна Дьякова, в замужестве Львова (1755 – 1807) позировала Д. Левицкому незадолго до свадьбы (1778, Третьяковская галерея). Сопоставляя два образа, созданные одним мастером, можно увидеть, насколько изменились и живописный почерк Левицкого, и мировоззрение героини. Это сопоставление тем более продуктивно - в обоих случаях речь идет о камерном типе изображения, в котором все внимание художника было приковано к характеристике внутреннего мира модели.
Место юной девушки, наполненной наивной веры в жизнь, занимает светская женщина, сдержанная в проявлении эмоций и чувств. В спокойном, слегка насмешливом взгляде позднего портрета читается незаурядный ум и твердый характер. На смену очарованию юности приходит зрелость и жизненный опыт. Черты повзрослевшего лица становятся суше и строже.
Изменения в образном строе связаны, однако, с эволюцией внутреннего мироощущения не только героини портрета, но и самого живописца. В позднем портрете чувствуется более рациональный подход мастера к своей модели. У Левицкого в зрелый период творчества, начиная с 1780-х, вырабатывается определенная композиционная схема и унифицируются средства выражения. Поза становится более напряженной и менее изящной. Моделировка объемов – более жесткой. Львова уже не обладает той естественной грацией, которая составляла обаяние ее первого изображения.
Как и муж, Н.А. Львов (портрет работы Левицкого, 1789, Третьяковской галерея), М.А. Львова была близка литературному и художественному кругу поэтов, писателей и художников. Ее красотой и незаурядными способностями восхищались и посвящали стихи И.И. Хемницер и Г.Р. Державин. Мария Алексеевна рано ушла из жизни, лишь на четыре года пережив своего супруга и оставив пятерых детей на попечении сестры, Д.А. Державиной и ее мужа, Г.Р. Державина. Два сына и три дочери сохранили светлую память о своих родителях, передали своим потомкам фамильные традиции и воспоминания. Вместе портретами Н.А. Львова (1789) и М.А. Дьяковой (1778), которые упоминались выше, рассматриваемая работа бережно хранилась в семейном собрании. Лишь в 1899 около 40 живописных произведений из фамильной галереи Львовых были переданы в Румянцевский музей. Среди прочих были и указанные работы. После расформирования Румянцевского музея в 1925 все три портрета вошли в собрание Третьяковской галереи.