Левицкий Дмитрий (1735-1822)
Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме
1789
Размер - 118,3 x 89
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.95
Приобретено Советом галереи у Н.С. Гаврилова. 1914
Портрет юного Фавста Петровича Макеровского (1780–1847) – шедевр зрелого творчества Левицкого и одно из самых загадочных его произведений. Изображение привлекает вычурной позой ребенка, его театрализованным костюмом и тревожным пейзажем на фоне.
Происхождение представленного на портрете мальчика также неясно. Считается, что он был незаконнорожденным сыном помещика П.М. Нестерова, поэтому при рождении был наречен таким редким именем и получил вымышленную фамилию. Сохранились свидетельства, что воспитательницей Фавста в детстве была его тетка, сестра отца Акулина Матвеевна Нестерова. Другая сестра отца, Анна Матвеевна, была замужем за адмиралом Г.А. Спиридовым, героем Чесменского сражения. Портреты их сыновей, двоюродных братьев Фавста А.Г. и М.Г. Спиридовых, кисти М. Шибанова экспонируются в Третьяковской галерее.
Несмотря на маленький рост и неказистую внешность, Фавст Петрович привлекал к себе людей добродушным и открытым нравом, деликатностью и великодушием, о чем можно судить по его переписке с друзьями, Александром и Константином Булгаковыми. Их отец, видный дипломат Я.И. Булгаков, был другом П.М. Нестерова. По просьбе последнего он взял на воспитание в свой петербургский дом подросшего Фавста.
Как и отец, Фавст Петрович любил живопись и имел обширную картинную галерею. Его увлечение разделила позже супруга, С.С. Мосолова, которая и сама была художницей-любительницей. Поэтому портрет кисти известного художника Д. Левицкого занимал в галерее почетное место.
Он хранился в семейном собрании Макеровских вплоть до начала XX века. За высокие художественные достоинства С. Дягилев отобрал картину в 1905 году для участия в знаменитой Таврической выставке. Лишь правнук изображенного, Н.С. Гаврилов, согласился продать полотно в Третьяковскую галерею. Произведение имело сильные повреждения и нуждалось в реставрации, которая и была проведена в 1914 году опытными реставраторами И.К. Крайтором и Д.Ф. Богословским. Но это не решило всех проблем сохранности картины. До сих пор, вооружившись современными научными методами исследования, реставраторы находятся в поиске эффективных способов избавления от ряда повреждений неясного происхождения, мешающих эстетическому восприятию картины.