На парадном портрете изображен Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786), представитель знатных людей, крупный горнозаводчик в России. Им было основано Коммерческое училище в Москве, пожертвованы большие средства на Московский Воспитательный дом и Московский университет. Прокофия Акинфиевича отличала также любовь к природе. Его московский дом был наполнен растениями и цветами. В течение двадцати лет он собирал замечательный гербарий, изучал жизнь пчел, о которых написал трактат.
Все эти факты жизни персонажа отражены в композиции портрета. Рукой Демидов указывает на Московский Воспитательный дом. На переднем плане изображены лейка с цветами в горшках, луковицы растений и раскрытая книга – гербарий. Здесь можно увидеть определенную символику. Цветы трактуются как молодые ростки жизни юных обитателей Воспитательного дома.
Своеобразием этого репрезентативного портрета является сочетание парадности с интимностью. Персонаж сохраняет величавость осанки, свидетельствующей о высоте его общественного положения. Но представлен он в домашнем обличье: шлафроке, панталонах и ночном колпаке. Эта двойственность выражает противоречивый характер П.А. Демидова, в котором причудливо переплетались крайности. Своим эпатажем он явно стремился бросить вызов окружающему его обществу.
Д.Г. Левицкий дает усложненную характеристику личности человека, включающую в себя элементы известной двойственности. На губах Демидова – легкая усмешка, таящая в себе горечь и скепсис, в умных глазах – грусть и ирония.
В портрете полностью раскрыт талант живописца. Он мастерски передает фактуру предметного мира – одежду, мебель и детали интерьера. Колорит произведения строится на сочетании теплых коричневато-желтоватых тонов с вкраплением белого, оранжевого и зеленого.
В 1771 году И.И. Бецкой заказал портрет Демидова для Московского Воспитательного дома. После выполнения заказа в 1773 году работа Левицкого была помещена в зале Совета. Он висел среди портретов опекунов и жертвователей Дома:
П.И. Вырубова, Н.И. Тютчева (оба в Третьяковской галерее) и С.В. Гагарина (Русский музей), исполненных Ф.С. Рокотовым. В 1799 году Коммерческое училище при Доме было переведено в Санкт-Петербург. Видимо, с имуществом училища портрет был перевезен в Северную столицу.