Арлекин и дама
Патрон шедевра
Сомов Константин (1869-1939)
Арлекин и дама
1912
Размер - 62,2 x 47,5
Материал - бумага на картоне
Техника - гуашь
Инвентарный номер - Инв.5322
Поступило из собрания Е.П. Носовой. 1917
«Арлекин и дама» - одно из самых знаменитых произведений Константина Сомова. Рисунок - символ эпохи серебряного века, отличительными чертами которой были погруженность в прошлое, театрализация жизни, существование на грани реального и вымышленного миров. Не случайно к этому сюжету Сомов постоянно возвращался и на протяжении своей жизни создал десятки его вариантов и вариаций.
Для Сомова обращение к арлекинаде - способ воспарить над действительностью, уйти от реальности, от настоящего. В своих работах он выработал множество способов «покинуть постылую современность, сдвинув время на столетие». Отсчет времени может задать тип лица модели, прическа, костюм, детали интерьера. Но главное его магическое средство для свободного перемещения во времени — техника и манера исполнения. Происходящий из семьи хранителя Эрмитажного собрания, художник тонко чувствовал эпохи, разбирался в техниках и приемах рисования, виртуозно имитировал их. «Арлекин и дама» исполнена акварелью тончайшими миниатюрными движениями кисти – так как работали любимые Сомовым европейские акварелисты или русские мастера первой трети ХIX века.
В этой большой, исполненной акварелью и гуашью, «картине» реализована привычная для произведений Сомова иконография: дама и кавалер в старинных костюмах в парке. Но здесь и костюмы театральные и все превращено в театральное представление: арлекин и дама манерно обнимают друг друга, сама композиция картины построена как декорация, а ветви деревьев спускаются, словно занавес. Слева от Арлекина – еще один элемент театрального реквизита: корзина с цветами. Отблески фейерверка, освещают застывшие фигуры, выделяя их из темноты. И вдруг становится ясно, что и главное герои - всего лишь обман, картонные фигуры, пестрые манекены.
Все работы Сомова уносят зрителя в мир воспоминаний, сна и идиллии, которой больше нет. О ней тоскует художник и сознает, что невозможно возвратить потерянную гармонию.