Дама в голубом
Патрон шедевра
Сомов Константин (1869-1939)
Дама в голубом
1897-1900
Размер - 103 x 103
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1574
Приобретено Советом Третьяковской галереи у автора. 1903
Елизавета Михайловна Мартынова (1868–1905) – художница, друг Сомова. Поступила в Императорскую Академию художеств в 1890 году, когда женщины были допущены до обучения в Академии. Умерла в 1905 году от чахотки.
Член художественного объединения «Мир искусства», Константин Сомов вдохновлялся живописью старых мастеров и в особенности XVIII веком и стилем рококо. Для портрета, начатого еще в 1897 году во время обучения в Академии художеств, он выбирает квадратный формат – отсылающий зрителя к XVIII веку, гармоничный и в то же время стремящийся к статике. Жанр «Дамы в голубом платье» – костюмированный портрет: героиня одета в платье романтической эпохи, но изображена на фоне регулярного французского парка, который мог быть разбит в XVII или XVIII веке.
Фигура Мартыновой максимально приближена к переднему краю холста, однако взгляд, проходящий сквозь зрителя, бледная кожа и холодный синий цвет платья, визуально удаляющий от нас изображение, делают ее отрешенной и недоступной. Жестом руки, прижатой к груди (и являющейся одновременно центром композиции), она отгораживается от зрителя. Декольтированное платье из отделанного кружевом синего муслина отсылает нас к эпохе, когда подчеркнутая корсетом талия в сочетании с пышным кринолином должны были акцентировать хрупкость женской фигуры. Прическа Елизаветы Мартыновой при этом очень проста и возвращает нас в конец XIX века. Таким образом Сомов объединяет современность и ретроспективизм. Еще одной темой портрета становится поэзия: в правой руке героиня держит томик стихов.
Задний план картины напоминает гобелен приглушенностью цветовой гаммы и декоративностью. Стриженый куст – это ширма, она снова отгораживает, отделяет даму в голубом от персонажей заднего плана. Среди них сам Сомов во фраке и с тросточкой. Влюбленные на скамейке играют на флейтах, а над парком догорает закат, который подчеркивает присущую искусству рубежа XIX–XX веков атмосферу изысканной меланхолии.