Сомов Константин (1869-1939)
Арлекин и Смерть
1907
Размер - 17 x 12
Материал - бумага
Техника - акварель, гуашь
Инвентарный номер - Инв.9895
Поступило из Государственного музейного фонда. 1927
«Арлекин и Смерть» - одно из знаковых произведений Константина Сомова. В этом рисунке блестяще воплощены важные для художника и распространенные в культуры серебряного века темы: обращение к прошлым эпохам, театрализация жизни, противостояние Искусства и Смерти.
Сомов изобразил излюбленного персонажа Комедии дель арте, Арлекина. Он - главный художественный образ эпохи, который воплотил в себе сам нерв Серебряного века, ведь Арлекин для русской культуры рубежа XIX не просто художественный образ, это образ жизни. Петербургская богема наперебой примеряла маски персонажей Комедии дель арте, а ее сюжеты становились строительным материалом для биографий представителей творческой элиты. Диалог заглавных персонажей Арлекин и Смерти разыгрывается среди березок на фоне подчеркнуто русского пейзажа, хотя и немного условного, а потому ироничного. Столь же непринужденно и остроумно Сомов балансирует на грани настоящего и театрального мира, пространство рисунка построено по принципу театральной сцены, где ветви берез - ламбрекен, а их стволы и постаменты с вазонами - кулисы.
Разыгрывающие свою интермедию на авансцене у рампы Арлекин и Смерть словно расступаются, открывая зрителю новый сюжет. При этом эти маскарадные комедианты кажутся более настоящими, чем изображенный позади них пейзаж с влюбленной парочкой, который выглядит, скорее как бутафорский задник, декорация.
Виртуозный перовой рисунок, подкрашенный акварелью представляет Сомова как мастера изящных станковых работ, которые пользовались огромной популярностью у коллекционеров того времени. Их привлекали и занятный, порой пикантный, сюжет и безупречность исполнения. В подобных работах своеобразной подписью художника, его фирменным знаком часто бывали незаметные на первый взгляд бабочки - настоящие шедевры сомовской миниатюрной техники.