Суриков Василий (1848-1916)
Букет
1884
Размер - 17,4 x 25,2
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - Р-1389
Приобретено в 1971 году у наследников художника, Москва
В творчестве Сурикова акварели принадлежит особое место, он работал в ней на протяжении практически всей жизни. Первый учитель художника Н.В. Гребнев много внимания уделял акварели. Поступив в Академию художеств, Суриков продолжил свои занятия этой техникой под руководством П. Чистякова, и уже тогда достиг мастерства. Именно Суриков вернул акварели роль самостоятельной техники в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века – до него к ней прибегали чаще всего лишь в прикладных целях, при создании этюдов.
Весной 1884 года Суриков путешествовал по Италии – посетил Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Венецию, осматривал знаменитые архитектурные памятники, посещал музеи и много работал. Яркое солнце Италии, праздничная пестрая толпа, пышная природа изменили палитру художника, насытив ее открытыми цветами. Серия итальянских акварелей 1884 года – шедевры акварельной манеры Сурикова. Он мастерски передает краски утреннего рассвета, солнечные блики на белых стенах соборов, буйство красок карнавала. В этих работах художник использовал все возможности акварели: он писал и прозрачными мазками, едва прикасаясь к бумаге, и слоистыми лессировками, и легкими короткими прикосновениями кисти, и широкими звучными пятнами.
В Риме Суриков застал знаменитый карнавал, самой живописной частью которого была битва цветов. Участники шествия запасались букетами и кидали ими друг в друга. Этот эпизод так вдохновил художника, что он задумал картину «Римский карнавал». Для живописной композиции 1884 года, изображающей, как веселая итальянка в сияющей розовой одежде замахивается, чтобы кинуть с балкона букет, Суриков исполнил несколько акварелей. Одна из них – «Букет» – принадлежит собранию Третьяковской галереи. Звучными цветовыми пятнами художник уверенно лепит формы розовых бутонов. Собранные в тугой букет, цветы, кажется, еще несут в себе витальную энергию живой природы. Мастерство исполнения и изысканность колорита позволяют считать итальянские работы художника лучшими произведениями акварельной живописи второй половины XIX века.