«Лизынька и Дашинька»
Патрон шедевра
Боровиковский Владимир (1757-1825)
«Лизынька и Дашинька»
1794
Размер - 31,8 x 26,1
Материал - цинк
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.99
Дар вел. кн. Елизаветы Федоровны и вел. кн. Марии Павловны младшей. 1911
На небольшом овальном портрете изображены две юные девушки – крепостные крестьянки близкого друга художника Владимира Боровиковского – Николая Львова - архитектора, поэта, музыканта, одного из самых значительных деятелей русского Просвещения. Николай Александрович взял девушек в свой дом на воспитание, когда они еще были совсем детьми. Они ухаживали за ним во время его болезни, и он скончался на руках одной из них.
Как гласит надпись, выгравированная на обороте портрета, – «Лизынька на 17 году, Дашинька на 16». Лиза и Даша славились своим умением плясать народные танцы. Их способности воспел крупнейший поэт екатерининской эпохи, родственник и друг Львова Гаврила Державин в стихотворении «Другу».
Портрет проникнут духом сентиментализма с характерной для него идеализацией «простого человека», крестьянина – непосредственного, бесхитростного, естественного, как сама природа, среди которой протекала его жизнь. Он обладатель не столько развитого интеллекта и образования, сколько чистого сердца и открытой души. Способность человека к переживаниям, чувствам в те времена представлялась куда важнее холодного рассудка.
Очарованный прелестью юных крестьянских девушек, Боровиковский стремится представить их в как можно более привлекательном виде. Они изображены в изящных позах, легко и естественно носят платья и украшения, более привычные для молодых дворянок. Девушки одеты по последней моде конца XVIII столетия. На них светлые платья, напоминающие по покрою античные туники. Волосы, падающие легкими кудрями на плечи, украшены цветами и обручем, напоминающим по форме кокошник. Эти прически также восходят к античным образцам, увлечение которыми характерно для России тех времен. Весь облик героинь должен был демонстрировать изящную простоту и красоту естественности. Колорит вполне соответствует настроению, царящему в портрете. Это светлые, очень тонко разработанные голубовато-жемчужные, блеклые зеленые тона с вкраплениями золотистого.
Для художника особенно важно подчеркнуть нежную чувствительность своих героинь. Он не стремится глубоко проникнуть в их характер. Склоненные друг к другу прелестные головки олицетворяют сердечную привязанность, демонстрируют сладостное чувство дружбы, почитаемое в ту эпоху самым возвышенным, самым чистым проявлением человеческих эмоций. Ближайшим аналогом по сюжету среди произведений Боровиковского является портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных (1802).