Портрет князя А.Б. Куракина
Патрон шедевра
Боровиковский Владимир (1757-1825)
Портрет князя А.Б. Куракина
1801-1802
Размер - 261 x 177
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4608
Поступило из Национального фонда (собрание князя Б.А. Куракина). 1920
На полотне изображен известный придворный сановник, знатный вельможа князь Александр Борисович Куракин (1752–1818). Еще в детстве он воспитывался вместе с наследником престола великим князем Павлом Петровичем и в молодости сопровождал последнего в заграничном путешествии. После воцарения Павла I Куракин был пожалован в действительные тайные советники, а также назначен членом Совета при императоре и вице-канцлером. При посредничестве князя в 1807 году был заключен Тильзитский мир. В напряженный период с октября 1808 по ноябрь 1812 года Куракин возглавлял русское посольство в Париже.
Куракин запечатлен в парадном костюме, со всеми знаками отличия, в окружении многочисленных аксессуаров. Фигура представлена стоящей прямо на фоне дворцового интерьера, у подножия мраморного бюста Павла I. За колонной слева виден Инженерный замок, являвшийся резиденцией императора. На переднем плане – наброшенная на кресло мантия Мальтийского ордена, кавалером которого являлся Куракин. Парадное изображение исполнено строгого величия, торжественности и монументальности.
Этому восприятию соответствует и живописная гамма портрета. Яркие, насыщенные краски одежды составляют сверкающее золото и серебро, переливающиеся синие и красные тона. Они сопоставлены с близкими по цвету оттенками малинового, коричневатого и золотистого в окружающей обстановке. Глухой зеленый тон занавеса образует переход к холодной нейтральной гамме пейзажа.
Боровиковский с незаурядным мастерством передает фактуру материала: парчу и бархат, холодный мрамор и резное дерево, блеск драгоценных камней и металла. Портрет отличает точность живописного языка и богатство колорита.
По отзывам современников, Куракин был очень тщеславен и склонен к пышности. По страсти к блеску его называли «бриллиантовым князем». Облик модели поражает своей яркой и объективной характеристикой. Барственное лицо князя полно снисходительной любезности и высокомерия, благодушия и сановной спеси (недаром Куракин заслужил прозвище «Павлин»).
Существует большое количество портретов А.Б. Куракина работы иностранных мастеров. Поясные полупарадные: А. Рослина (1776, частное собрание), Ж.Л. Вуаля (1790, ГИМ), М.Л Э. Виже-Лебрен (1796, Гатчина и Эрмитаж), И.Б. Лампи-старшего (1790-е, ГМИИ). Р. Бромптон, также работавший над изображением князя (1781, Третьяковская галерея), обратился к типологии портрета-прогулки, получившей распространение в английской живописи того времени. Итальянский художник П. Батони запечатлел А.Б. Куракина как частное лицо, в простом дорожном кафтане во время заграничного путешествия (1782, Эрмитаж). Среди вышеперечисленных образов Боровиковский создал самый репрезентативный портрет сановника, являющий собой выдающийся образец русской живописи ХVIII века.