Боровиковский Владимир (1757-1825)
Портрет Е.А. Нарышкиной
1799
Размер - 73 x 60,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.103
Приобретено Советом галереи у С.В. Козлова. 1901
Известный знаток искусства Александр Бенуа писал, что среди полотен В.Л. Боровиковского, проникнутых тонким пониманием жизни и красоты, на первом месте стоит поэтичный портрет красавицы-княгини Суворовой (Е.А. Нарышкиной).
Елена Александровна Нарышкина (1785–1855) была дочерью обер-камергера А.Л. Нарышкина и внучкой адмирала А.Н. Сенявина. В 1800 году она вышла замуж за князя А.А. Суворова, который, как и его великий отец, фельдмаршал А.В. Суворов-Рымникский, избрал военную стезю. В 1811 году Елена Александровна овдовела, и спустя двенадцать лет стала женой князя В.С. Голицына. Княгиня вела светский образ жизни, считалась талантливой певицей, переписывалась со многими знаменитыми деятелями искусства, включая композитора Дж. Россини, сочинившего в ее честь кантату.
На полотне Боровиковского Нарышкиной всего четырнадцать лет. Она одета в изящную тунику, дополненную голубой шалью, соскользнувшей с левого плеча. Ничто не омрачает прекрасных черт лица юной девушки, облик которой не лишен оттенка томности. Элегичный пейзажный фон характерен для многих женских портретов Боровиковского рубежа веков (портреты М.И. Лопухиной, 1797; Е.Г. Тёмкиной, 1798). Трепетные розы символизируют любовь и красоту. В произведении нашли отражение сентиментальные настроения дворянского общества, культивировавшие мир чувств, гармонию бытия на лоне природы.
Изысканной внешности Нарышкиной соответствует не менее изысканная живопись. Боровиковский избегает резких акцентов, используя зеленоватые, голубоватые жемчужно-белые, золотистые, дымчатые тона. Письмо художника отличается особой прозрачностью с большим количеством лессировок. В белом ампирном платье модели тонко обыгрывается контраст теплых коричневых теней и холодных голубовато-серых полутеней. Сплавленные красочные мазки и примесь лака создают эффект блестящей эмалевой поверхности.
Рубеж XVIII–XIX веков считается временем наивысшей славы Боровиковского. Созданный в эти годы «Портрет Е.А. Нарышкиной» – является прекрасным примером зрелого творчества мастера, стоявшего на пороге нового столетия, когда на смену сентиментальным образам постепенно начнут приходить строгие и регламентированные мотивы «эпохи ампира».