Боровиковский Владимир (1757-1825)
Богоматерь
1814-1815
Размер - 144 x 71
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25507
Поступило из Музея Академии архитектуры. 1935
Религиозная живопись занимала значимое место в творчестве В.Л. Боровиковского на протяжении всей его жизни. Представленная икона происходит из иконостаса Покровской церкви села Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне Новая Романовка Мглинского района Брянской области). Боровиковский получил большой заказ на оформление иконостаса этой церкви от помещика С.А. Лашкевича. Мастер написал двадцать шесть икон, из которых сохранилось всего три. Все они находятся в Третьяковской галерее (две другие – «Спаситель» и «Архангел Михаил»).
Боровиковский был верующим человеком, и по мере эволюции его религиозных взглядов сильно изменялась иконописная концепция мастера. Художник постепенно отходил от академической трактовки религиозных образов и искал собственную, индивидуальную манеру. В Покровской церкви села Романовка он выступил как новатор, используя оригинальную, необычную иконографию, которую в дальнейшем варьировал в поздних своих работах. В изображении Богоматери художник отталкивался от текста Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе венец из двенадцати звезд» (Откр. 12: 1).
Боровиковский создал мистический образ Богородицы, который должен был производить глубокое впечатление на экзальтированных прихожан. Эффект чудесного видения достигается благодаря умелому изображению источников света. Фигура словно выступает из непроглядной тьмы глубокого фона, излучая яркий ровный свет.
В настоящее время храм сохранился, но находится на грани разрушения. О внутреннем убранстве можно судить только по фотографиям начала ХХ века. Иконостас был выполнен в виде триумфальной арки, увенчанной фигурой Христа во славе. Три сохранившиеся образа входили в местный ряд иконостаса. По словам Е.И. Столбовой, крупного специалиста по религиозной живописи В.Л. Боровиковского, в иконах Покровской церкви, где неизменно присутствуют луна, звезды, солнце, земная твердь, мастер «создал космогоническую картину мира».