В начале XIX века широкое распространение получает камерный портрет. Большую роль в его развитии сыграли графические техники. Начало века стало периодом расцвета карандашного портрета, затем приоритет приобрели акварельные изображения. По сравнению с ними пастельный портрет не имел подобной самостоятельности, но он естественно вписался в общую картину. Особенности пастели: малый размер, скорость исполнения, мягкая бархатистость фактуры, придававшая изображениям оттенок недосказанности, – отвечали стремлению к интимизации образов. Именно Венецианова можно назвать самым интересным мастером пастели своего времени. Его портреты не отличаются богатством композиционных приемов, блеском импровизации, внешней эффектностью. Особое обаяние придает им общая поэтическая интонация.
Как правило, художник изображает знакомых людей, открытых для него в своих чувствах и настроениях. На портрете перед нами Елизавета Алексеевна Балкашина, дочь соседей по имению А.С. и Л.А. Стромиловых. Портрет производит впечатление быстро сделанного наброска, настолько легко, почти прозрачно положены пастельные пятна на шероховатую поверхность листа. Изысканно блеклые голубые, зеленые и белые тона соединяются в нежное цветовое сияние, гармонируя с хрупким изяществом облика юной героини. Образное звучание подсказано идеалами и вкусами в духе романтических представлений, проникнувших в жизнь провинциального дворянства.