Венецианов Алексей (1780 -1847)
Крестьянская девушка за вышиванием
1843
Размер - 27 x 21,4
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4057
Приобретено у Л.Н. Куперник, Москва. 1917
Этюдную задачу написать модель с натуры художник разнообразит, вводя сюжетную ситуацию. Такого рода изображение относится к типу жанризированного портрета, популярного в первой половине XIX века.
Художник создает гармоничный образ крестьянской девушки, занятой привычным трудом. Не приукрашивая свою модель, он проявляет чуткость к ее эстетическим качествам. Привлекательно тронутое загаром, обветренное лицо юной крестьянки с простыми, но правильными чертами. Ее спокойный и как будто чуть печальный взгляд серых глаз направлен мимо зрителя. Натруженные руки привычно держат иглу и белую ткань с рисунком из красных ниток. Выгоревший повойник с орнаментом из крупных ромбов обрамляет ее высокий, чистый лоб. Застиранный цвет синего сарафана гармонирует с блекло-голубым фоном. Складки грубой домотканой рубахи, собранные на две нитки красного и синего цвета, образуют красивый ритмический узор вокруг девичьей шеи. Колористика русского народного костюма Тверской губернии отличалась сдержанностью. Излюбленными цветами были белый, красный и синий. Рубахи шились либо белые, либо в сочетании с красной вышивкой, что особенно характерно для одежды жителей северных и северо-западных районов.
Повторяющиеся линии овалов в очерке головы и покатых плеч девушки, края повойника и выреза рубахи, создают ощущение покоя и мягкости. Взгляд, направленный и мимо рукоделья, и мимо зрителя, придают образу отрешенность. Это рождает мысль о том, что, возможно, героиня готовит свое приданое, как и полагалось каждой молодой крестьянке.
Судя по авторской надписи на обороте, картина была написана в январе 1843 года в Сафонково. Этот небольшой шедевр, исполненный художником уже на склоне лет, свидетельствует о не угасшем живописном даре и сохранившейся глубине эстетического чувства Венецианова. Несмотря на скромные размеры, образ крестьянки за рукодельем принадлежит к лучшим произведениям русской живописи первой половины XIX века.