Венецианов Алексей (1780-1847)
Портрет М.А. Венециановой в русском наряде
Конец 1820-х
Размер - 91,9 x 71,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9248
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1927
Марфа Афанасьевна (1780–1831), урожденная Азарьева, происходила из бедного дворянского рода. Она вступила в брак с Венециановым в 1815 году и стала верной союзницей художника в его желании поселиться в деревне и заниматься искусством.
В знак благодарности и любви он пишет жену через много лет в жанре парадного портрета, но в праздничном наряде крестьянок Тверской губернии. По великолепию ручной работы мастериц и художественному вкусу он ничуть не уступает роскошному светскому платью. На Марфе Афанасьевне голубой сарафан с округлым и неглубоким вырезом, сшитый из шелковистой ткани с ромбовидными узорами и украшенный золототканым позументом, белая узорчатая рубаха с широкими рукавами. Голову женщины украшает типичный праздничный головной убор тверской земли в форме «каблучка», который носили и крестьянки, и купчихи. Он богато отделан жемчугом и цветными стеклышками. Широкая поднизь из крупного речного жемчуга низко спускается на лоб, поверх «каблучка» наброшена полупрозрачная длинная накидка, прошитая по краю тесьмой из серебряных и золотых нитей. Ожерелье из нескольких ниток жемчуга и жемчужные грушевидные бусы дополняют богатый наряд. Но великолепие народного костюма не скрывает болезненности постаревшего лица женщины.
Семейное счастье омрачало здоровье Марфы Афанасьевны — она часто болела и в 1831 году умерла от нервной горячки во время эпидемии холеры. Смерть супруги стала для Венецианова огромным горем, острота которого не проходила с годами. В семье воспитывались две дочери – Александра (1816–1882), художница, автор «Записок об отце», и Фелицата (1818–1897), завещавшая часть своего состояния Академии художеств на учреждение стипендии имени А.Г. Венецианова. В собрании Третьяковской галереи хранится прелестный портрет старшей дочери в детском возрасте кисти Венецианова (не позже 1826).
Это большое портретное полотно принадлежит к лучшим произведениям живописи первой половины XIX века в коллекции Третьяковской галереи.