Венецианов Алексей (1780-1847)
Крестьянка с васильками
1820-е
Размер - 49 x 37,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.154
Приобретено П.М. Третьяковым у наследников С.Ф. Соловьева (собрание С.Ф. Соловьева). 1887 (?)
Изображая молодую крестьянку с цветам на коленях, Венецианов создает образ, пронизанный едва уловимым настроением грусти. Художник не акцентирует ее состояние, не дает очевидных намеков на тяжесть женской доли. Но чуть опущенные усталые плечи девушки, крупные кисти рук, привыкших к физическому труду, отрешенный взгляд заставляют задуматься о ее непростой жизни. Облик юной крестьянки, так трогательно перебирающей груду васильков, исполнен с тончайшими колористическими нюансами. Неяркий солнечный свет заливает фигуру девушки, мягко высвечивает ее лицо на зеленовато-коричневом фоне едва намеченной листвы. Теплый колорит картины построен на градации белых, охристо-желтых и коричневых тонов, со сдержанными акцентами синего цвета в одежде, бусах и васильках. Спокойная поза девушки, мягкие, круглящиеся очертания ее фигуры рождают чувство покоя и умиротворения.
В подобных композициях модель, безусловно, позирует живописцу, мизансцена может быть обусловлена и чисто практическими задачами изучения человеческой фигуры в пространстве. Но при этом подкупает удивительное ощущение покорности и доверия, с каким натура открывается художнику.
В 1819 году Венецианов оставил службу, чтобы целиком посвятить себя жанровой живописи, сюжеты и модели для которой находил среди крестьян своего имения в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. В его картинах крестьянский быт впервые отразился не в виде русской экзотики, а как особый мир, воплощенный с большим художественным чувством. C классической ясностью и романтической одухотворенностью Венецианов раскрыл в девушке с васильками простоту и достоинство бесхитростной крестьянской души.
Картина принадлежит к лучшим произведениям русской живописи первой половины XIX века в собрании Третьяковской галереи.