Фигура юной жницы в традиционном русском костюме свободно вписана в пейзаж, который едва намечен приглушенными цветовыми пятнами голубого неба и бледно-золотистых колосьев. На этом фоне яркие цвета сине-красного сарафана, белой рубахи и красного кокошника звучат празднично.
Венецианов мастерски владел техникой пастели. Он строит формы мягким перетеканием нежных бархатистых тонов. Гармония цветовых отношений придает модели тихую мечтательность и умиротворенность.
Работу нельзя назвать портретом конкретной девушки. В ней художник стремится к обобщению, ищет национальный идеал.
Это одна из первых среди многих картин Венецианова на тему крестьянской жизни. В 1820-е годы художник будет не раз обращаться к ней в жанровых сценах и портретах, таких как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянка с васильками». В жизни крестьян он видит естественное существование на лоне природы. Будничные мотивы предстают в его произведениях поэтическим и прекрасным моментом бытия.