«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим», - так описывается Судный день в Откровении Иоанна Богослова ( Откр. 20:11-13).
Следуя традиционной системе расположения росписей в православном храме, Васнецов поместил композицию «Страшный суд» на западной стене. В центре композиции ангел с весами, которому предстоит взвесить человеческие души. Вверху – на небесах - Христос с молящими за человечество Богоматерью и Иоанном Крестителем в окружении ангелов и апостолов. Внизу – изображение земли и воды, отдающих своих мертвых.
Владимирский собор – храм-памятник в честь 900-летия Крещения Руси. Это попытка осуществления планомерного научного подхода к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей, соединившая библейские и евангельские сюжеты с композициями на тему крещения Руси, была разработана историком искусства, археологом А.В. Праховым.
Главным художником, определившим облик храма, стал В.М. Васнецов. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль», в котором проявились уже черты стиля модерн.
Графические эскизы росписей стали идеальным воплощением синтеза древних традиций, собственного видения автора и требований эпохи. Единственная в своем роде крупнейшая коллекция его сюжетных эскизов и превосходная подборка декоративных композиций стали гордостью и украшением Третьяковской галереи.