В рисунке Анны Голубкиной сорное растение заявляет о собственном праве на красоту. В своем акварельном «травнике» скульптор редко изображала одно растение на листе. Однако здесь она обнаружила особое внимание к только что сорванному где-то в зарайском поле стеблю. В традициях научной иллюстрации она записывает рядом названия растения: ботаническое – чертополох, а также народное – татарник, но, несомненно, она знала и другие – басурманская трава, ёж, репей, чертогон. Название «чертополох» – буквально «пугающий чертей» – отражает магическое свойство растения.
Работая акварелью по легкому карандашному наброску, Голубкина не заботилась о передаче светотени и объема, но словно изучала растение, подобно тому, как скульптор изучает строение человеческого тела.
Выросшая в Зарайске Анна Голубкина, с детства хорошо знавшая и любившая мир растений, могла познакомиться с ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве во Франции в 1890-х или в 1904 году, когда обучалась в Париже. Зарисовывать растения она начала во время второй поездки в Крым в 1910 году по совету подруги. Обширный «травник» Голубкиной, из которого дошло до наших дней почти 300 листов, насчитывает более 400 растений. Родные вспоминали, что, приезжая в Зарайск, Анна Семёновна «ходила по полям и собирала цветы», зарисовывая их уже дома. Возможно, много занимаясь с детьми, она использовала листы для их ознакомления с миром природы.
Созданный для душевного отдохновения акварельный гербарий Анны Голубкиной никогда не экспонировался и был известен лишь узкому кругу друзей. Впервые листы с изображениями растений были представлены в 1944 году на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора. Большую роль в этом сыграло мнение председателя оргкомитета Союза художников СССР А.М. Герасимова, который эмоционально рассказал о своем знакомстве с рисунками А.С. Голубкиной в июне 1943 года на VIII пленуме Союза художников: «Я недавно был просто поражен одним фактом... Как-то ко мне в мастерскую пришла племянница Голубкиной, принесла папку с рисунками и просила моего совета – стоит ли обнародовать... Когда я просмотрел их, я был поражен тем, что около 250 листов бумаги было исписано акварелью с наших полевых листов и разных травок... Вот какая беспредельная любовь к русской природе была у этой замечательной художницы».
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист вместе с целым рядом других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.