Изучение человеческого тела Анна Голубкина, как и другие скульпторы, считала необходимой частью профессионального становления. В своей книге «Несколько слов о ремесле скульптора» она поэтично описывает работу по изучению строения тела: «Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше. С этой стороны анатомия прямо захватывает, а чтобы всё это увидеть, надо самому сделать анатомический этюд…»
Голубкина много работала с обнаженной мужской и женской натурой, создавая этюды, обнаруживающие прекрасное знание анатомии. «Работа с книгами, рисунками и прочим разбирает человека, а этюд собирает, – писала она, – …и когда вы станете работать этот этюд, то вы увидите воочию, будете, так сказать, осязать всё это великолепие мудрости, где бугорок на какой-нибудь кости устроен с самым изумительным изящным лаконизмом, для того чтобы от него начался мускул, имеющий свое определенное назначение, а на другой кости имеется специально устроенное место, чтобы принять этот мускул соответственным образом. Всё это так красиво, изящно, целесообразно, что вы уже не заучиваете, а удивляетесь и радуетесь. Например: рессорное устройство ступни, блок руки, чутко подвижная система шеи, массивные колонны спинных мускулов, тонкие и широкие мышцы живота, плавно прикрепляющиеся к чаше тазовой кости, которая проблескивает под кожей, или голень и ее стройные кости с базой внизу и капителью наверху... Всё так изящно, красиво, щедро...»
Лежащая модель – чрезвычайная редкость в творчестве Голубкиной. Почти все остальные этюды обнаженных фигур – движущиеся. Как, предположим,
«Идущий человек» (1903, Третьяковская галерея), о котором позднее она скажет: «Не трудна задача передать движение в движении». Найти напряжение и движение в спокойной, статичной фигуре – задача, которую Голубкина поставила перед собой во второй половине 1900-х годов и с таким блеском разрешила в скульптуре
«Сидящий человек» (1912, Третьяковская галерея). Но и с задачей постановки интересной, живой в покое позы человеческого тела в небольшом этюде Голубкина успешно справилась с не меньшим успехом.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен. Спустя десять лет Музей-мастерская А.С. Голубкиной вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.