Голубкина Анна (1864-1927)
Березка. Этюд
1927
Размер - 97 x 30,5 x 26,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-200
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Своим стройным силуэтом запоминается одно из поздних и самых узнаваемых произведений Анны Голубкиной "Березка" (1927).
В фонде музея хранятся графические наброски к этой скульптуре. Существует сразу несколько выполненных в разных материалах скульптурных этюдов. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится двухметровая деревянная заготовка к «Березке», что дает основание считать дерево финальным материалом замысла. Наряду с большой формой, небольшой пластилиновый этюд послужил созданию выразительной миниатюрной статуэтки «Березка» в технике майолики. Такое количество этюдов и вариантов указывает на увлеченность скульптора рожденным ею образом. В воспоминании одной из моделей «Березки» М.М. Посниковой-Лосевой приводятся такие слова скульптора: «Представь себе, что ты идешь против ветра. Голову подними выше». Название скульптуре случайно придумал посетитель мастерской, но оно так понравилось самой Анне Голубкиной, что закрепилось за работой.
В фигуре молодой девушки просматривается силуэт трепещущего на ветру деревца. Во всем ее облике чувствуется гибкая юность, свежесть и радость жизни. За этим видимым мотивом легко вспоминается известный в русском песенном фольклоре образ березки, где за наивным рассказом о дереве скрывается судьба юной героини.
«Во поле берёзонька стояла
Во поле кудрявая стояла …».
Годы создания произведения «Березка» характерны последним для скульптора творческим подъемом. К сожалению, это всего лишь несколько лет активной работы, отмеченных радостью от возможности самой работы, когда болезнь на время отступила, а жизнь в послереволюционной Москве понемногу наладилась.
Наличие эскизов и этюдов позволяет с редкой для скульптуры наглядностью угадывать сам ход рождения замысла; обычно первоначальные штудии не сохранялись. Здесь можно наблюдать, как вместе с размером меняется мера условности, уточняются силуэт и детали, определяются основные пластические мотивы. Особенно это видно по пластилиновым накладкам на гипсовом отливе одного из этюдов.
Редкая для всего творчества Анны Голубкиной лиричность образа стала главным лейтмотивом «Березки». При этом нельзя не отметить смелость пластического решения. Дробная поверхность не разрушает целостности композиции, любая деталь служит общему. А запоминающийся силуэт фигуры приобрел качество эмблематическое и даже «биографическое». Неслучайно столь часто можно встретить изображение именно «Березки» на обложках советских книгах о Голубкиной.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.