Голубкина Анна (1864-1927)
Березка. Этюд
1927
Размер - 97 x 30,5 x 26,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-200
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Одно из поздних и самых узнаваемых произведений Анны Голубкиной «Берёзка» (1927) запоминается своим стройным силуэтом. В фонде Музея Анны Голубкиной хранятся графические наброски к этой работе. Существует сразу несколько выполненных в разных материалах скульптурных этюдов – небольшой этюд в пластилине, несколько отливов в гипсе, один из которых доработан пластилином, сохранилась и выразительная миниатюрная статуэтка «Берёзка» в технике майолики. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится двухметровая деревянная заготовка к «Берёзке», что дает основание считать дерево финальным материалом замысла. Такое количество этюдов и вариантов указывает на увлеченность скульптора рожденным ею образом. В воспоминаниях одной из моделей «Берёзки» М.М. Постниковой-Лосевой приводятся такие слова скульптора: «Представь себе, что ты идешь против ветра. Голову подними выше». Название произведению случайно придумал посетитель мастерской, но оно так понравилось самой Анне Голубкиной, что закрепилось за работой.
В фигуре молодой девушки угадывается силуэт трепещущего на ветру деревца. Во всем ее облике чувствуется гибкая юность, свежесть и радость жизни. За этим видимым мотивом легко вспоминается фольклорный образ березки из русской песни, где за наивным рассказом о дереве скрывается судьба юной героини. «Во поле береза стояла, / Во поле кудрявая стояла…» Годы создания «Берёзки» отмечены последним для скульптора творческим подъемом. К сожалению, это были лишь несколько лет активной работы, полных радости от возможности трудиться, когда болезнь на время отступила, а жизнь в послереволюционной Москве понемногу наладилась. Наличие эскизов и этюдов позволяет с редкой для скульптуры наглядностью следить за рождением замысла; обычно первоначальные штудии не сохранялись. Здесь можно наблюдать, как вместе с размером меняется мера условности, уточняются силуэт и детали, определяются основные пластические мотивы. Особенно это видно по пластилиновым накладкам на гипсовом отливе одного из этюдов. Редкая для всего творчества Анны Голубкиной лиричность образа стала лейтмотивом «Берёзки». При этом нельзя не отметить смелость пластического решения. Дробная поверхность не разрушает целостности композиции, любая деталь служит общему. Запоминающийся силуэт фигуры приобрел качество эмблематическое: изображение именно «Берёзки» можно встретить на обложках советских книг о Голубкиной.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения Голубкиной были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.